Салернский кодекс здоровья

IX столетия Салерно, расположенный в глубине Пестанского залива (Кампания), был долгое время римской колонией и находился на пересечении многих торговых путей Востока.
И в IX столетии в Салерно существовала корпорация врачей, не только осуществлявшая лечение больных, но и обучавшая врачебному искусству. Возникшая медицинская школа сложилась как школа практических врачей. Салернская врачебная школа являлась хранительницей античной медицины. Ее называли «civitas Hippocratica» (Гиппократовое общение).

Уже в IX–XI веках в Салерно были созданы труды практической медицины, такие, как «Антидотарий» – включавший в себя 60 рецептов, и «Пассионарий» – практическое руководство по диагностике различных заболеваний.

В XII веке в Салерно был создан фундаментальный трактат «De aegritudinum curatione» («О лечении заболеваний»), в котором шла речь о лечении всех известных в то время болезней «с головы до пят». Оригинальным и новым по своему характеру было сочинение «De adventu medici ad aegrotum» (О приходе врача к больному»), пользовавшееся широкой популярностью.

Лучшим списком произведений Салернской школы является Бреславльский кодекс, составленный в середине XII века. XII век был временем наивысшего расцвета Салерно. Император Фридрих II (1212 – 1250) дал Салернской школе, единственной в империи, исключительное право присваивать звание врача и воспретил заниматься медицинской практикой без соответствующей лицензии этой школы. Обучение продолжалось пять лет, после чего в течение одного года следовала обязательная практическая работа. Обучению предшествовал трехлетний подготовительный курс. Салерно сделался знаменитым медицинским центром всей Европы.

В начале XIII века был составлен труд, написанный по обычаю того времени в стихах, – «Flos medicinae», буквально: «Цвет врачебного искусства». Самые различные вопросы, в том числе и взгляды на то, каким должен быть врач, назначение медицины, теория заражения и многое другое нашли здесь свое отражение.

Дидактическая поэзия – один из древнейших жанров античной литературы. Ее истоки восходят к Гесиоду (VIII–VII в. до н.э.), автору поэмы «Труды и дни», в которой приводятся советы о сохранении здо- ровья. Медицинская дидактика не случайно обрела поэтическую форму. Это не только дань древней традиции. Благодаря поэзии, чисто ме- дицинские советы становятся доступнее и лучше запоминаются. «Радуют душу стихи и, немногие, много вмещают» – сказал один из врачей XVI века.

Интересно отметить, что среди прославленных профессоров школы было немало женщин. Так, в XI веке преподавала Абелла, написавшая трактаты «De atra bile» («О черной желчи») и «De natura seminis humani» («О природе человеческого семени»).

Среди ученых женщин, читавших около 1059 г. лекции в Салерно, была Тротула – «nobilis matrona». Из ее трудов до нас дошли следующие: «De passionibus mulierum» («О женских болезнях») и «De compositione medicamentorum» («О составлении лекарств»). Тротулу неоднократно цитируют многие авторы XI и XII веков. Сохранилось еще много медицинских трактатов, написанных женщинами в Салернской школе.

Так, Ребекка Гуарна написала трактаты «О лихорадках», «О моче», «О зародыше» и другие.
В 1480 году вышел в свет знаменитый труд «Салернский кодекс здоровья», принадлежавший Арнольду из Виллановы.
Салернская медицинская школа просуществовала до середины XIX века, но «Салернский кодекс здоровья» остался лучшим ее памятником. В первых главах даются диететико–гигиенические навыки, подробно рассматриваются свойства различных пищевых продуктов, плодов, растений и их лечебное действие.

* * *

Салернская школа и «Салернский кодекс здоровья» – памятники средневековой медицины и фармации.

В IX в. в итальянском городе Салерно возникла корпорация врачей – первая в Западной Европе – не только осуществлявшая лечение больных, но и обучавшая врачебному искусству. Позже она стала известна во всем мире как Салернская врачебная школа. Наибольшего расцвета Салернская школа достигла в XII веке. Император Фридрих II дал ей исключительное право присваивать звание врача и запретил заниматься медицинской практикой без соответствующей лицензии этой школы. Обучение продолжалось пять лет, после чего в течение одного года следовала обязательная практическая работа. Обучению предшествовал трехлетний подготовительный курс. Салерно сделался знаменитым медицинским центром всей Европы.

Салернская врачебная школа была наследницей традиций античной медицины. Врачами Салернской школы были написаны такие труды, как «Пассионарий» – практическое руководство по диагностике; «De aegritudinum curatione» – о лечении всех известных заболеваний; «De adventu medici ad aegrotum» – о приходе врача к больному, пользовавшиеся широкой популярностью. Среди профессоров Салернской школы было немало женщин. До нашего времени дошли труды Абеллы – «О черной желчи» и «О природе человеческого семени», Тротулы – «О женских болезнях» и «О составлении лекарств», Ребекки Гуарны – «О лихорадках», «О моче», «О зародыше» и другие.

Самым выдающимся произведением Салернской врачебной школы считается «Салернский кодекс здоровья», написанный в XIV в. Арнольдом из Виллановы, прославленным врачом Средневековья, и вышедший в свет впервые с датой 1480 г. В нем рассматриваются свойства различных пищевых продуктов, плодов, растений и их лечебное действие. Труд написан по обычаю того времени в стихах: советы, данные в стихотворной форме, лучше запоминаются. Многие из них не утратили своего значения и в наше время.

1. Школа салернская так
Королю англичан написала:
Если ты хочешь здоровье вернуть
и не ведать болезней,
тягость забот отгони
и считай небостойным сердиться,
скромно обедай, о винах забудь,
не сочти бесполезным
бодрствовать после еды,
полуденного сна избегая.
Долго мочу не держи, не насилуй потугами стула;
Будешь за этим следить, - проживешь ты долго на свете.
Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими
Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище.

* * * ...королю англичан написала...— Полагают, что адресатом этого послания был Роберт Нормандский, который, возвращаясь из первого крестового похода, останавливался в Салерно для лечения своих ран. Правда, английского трона он так и не занял.

... и умеренность в пище.— Школа Салерно следовала в этом отношении традициям античной медицины. Показательна эпиграмма неизвестного древнегреческого поэта («Палатинская антология», XVI, 16): Лишнее все неполезно.

Старинная есть поговорка: Если не в меру — и
мед желчью становится нам.

Слово diaeta (диета) оригинала следует понимать в более широком смысле, как умеренность в жизни во всем. Об этом неоднократно говорится в поэме.

2.Руки, проснувшись, омой и глаза водой холодной,
В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя
Члены свои, причешись и зубы почисти. Все это
Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.
Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлажденья
Бойся. Источников гладь и трава – глазам утешенье;
Утром на горы свой взор обрати, а под вечер – на воды.

3. Кратким пусть будет полуденный сон иль вовсе не будет.
Боль головную, катар, лихорадку и сильную слабость –
Все за полуденный сон ты получишь себе непременно.

4. От накопленья ветров возникают четыре недуга:
Колики, спазмы, водянка, а также головокруженье.

5. Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.
Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.

6. Ты за еду никогда не садись, не узнав, что желудок
Пуст и свободен от пищи, какую ты съел перед этим.
Сам по желанию есть ты получишь тому подтвержденье:
А указанием будет слюны пробежавшая струйка.

7. Персики, яблоки, груши, сыра, молоко, солонина,
Мясо оленье и козье, и заячье и бычье:
Все это черную желчь возбуждает и вредно болящим.

8.Свежие яйца, багряные вина, супы пожирнее,
Хлеб из тончайшей муки – доставляют телесную крепость.

* * * ...черную желчь возбуждает...— Салернская школа придерживалась гуморальной теории патологии, согласно которой здоровье или нездоровье зависит от соотношения четырех соков (влаг) тела — светлой желчи, флегмы, крови и черной желчи. С этими соками связывалось учение Гиппократа о четырех темпераментах: соответственно холерик, флегматик, сангвиник и меланхолик.

9. Сыр молодой, молоко и пшеница полнят и питают,
Бычьи тестикулы также, свинина и мозг всевозможный,
Спелые смоквы и свежие грозди от лоз виноградных.

* * * Спелые смоквы и свежие грозди...— У Корнелия Цельса («О медицине», II, 18) также отмечается особая питательность инжира и винограда.

10. Ценятся вина по вкусу, по запаху, блеску и цвету.
Доброго хочешь вина – непременны пять признаков эти:
Крепость, краса, аромат, охлажденность и свежесть, конечно.

11. Сладкие белые вина гораздо питательней прочих.
Красного если вина ты когда-нибудь выпьешь не в меру,
То закрепится живот и нарушится голоса звонкость.

12. Руга, чеснок, териак и орех, как и груша, и редька
Противоядием служат от сулящего яда.

* * * Рута — по свидетельству Квинта Серена Самоника («Медицинская книга», 60, 1065—1067), она входила в состав универсального противоядия, которое составил и в целях профилактики принимал понтийский царь Митридат VI Евпатор (132 — 63 гг. до н. э.): Листиков руты дважды по десять и соли крупинку, с парою грецких орехов и столько же смоков округленных, — Все это царь принимал с наступлением дня, запивая Средство вином...

Териак — род универсального противоядия. Его изобретение приписывают Андромаху-отцу, придворному лекарю императора Нерона (37-68).

13. Воздух да будет прозрачным и годным для жизни, и чистым.
Пусть он заразы не знает и смрадом клоаки не пахнет.

14. Если принятье вина ввечеру для тебя вредоносно,
Пей его в утренний час и послужит оно исцеленьем.
Лучшие вина у нас вызывают и лучшие соки.
Вялость почувствуешь, если вино окажется темным.
Светлым пусть будет оно и созревшим, и тонким, и старым.
Смешанным также с водою, игристым и выпитым в меру.

* * * Смешанным также с водою... — Обычай смешивать вино с водой был широко распространен еще в Древней Греции (в соотношении 1:3).

15. Пиво не кислым должно, но прозрачным в достаточной мере
Быть, и из зерен отборных, а так же, как следует, старым.
Пиво такое, коль выпьешь, не будет обузой желудку.

16. Должен умеренность в пище себе ты назначишь весною.
В летний же зной особенный вред от пиршеств чрезмерных.
Осенью будь осторожен с плодами: беда не стряслась бы.
Сколько захочется, - ешь без опаски ты в зимнюю пору.

17. Рута, а с нею шалфей опьянение винное гонят.
Розы добавишь цветок, - и утихнут любовные боли.

18. Мучить морская болезнь никого уже больше не сможет,
Если с водой морской вина перед этим отведать.

19. Соль и шалфей, чеснок и вино, петрушку и перец,
Если смешать как надо, то острый получится соус.

* * * Петрушка — у Цельса фигурирует как ингредиент упомянутого выше противоядия Митридата («О медицине», V, 23).

20. Быть ты желаешь здоровым, лицо мой чаще и руки:
После еды омовенье несет наслажденье двойное:
Делает чистыми руки, а зрение делает острым.

21. Хлеб не горячим да будет, а также еще и не черствым,
Квашеным должен и пористым быть, хорошо пропеченным,
В меру соленым; мука пусть хорошая будет для хлеба.
Корку, однако, не ешь, ибо желчь твою высушит корка.
Квашеный хлеб, хорошо пропеченный и в меру соленый,
Чистый, здоровье дает, а иной никуда не годится.

22.Право, баранина хуже свинины, коль вина далеко;
Стоит добавить вина, - медицина она и питанье.
И потроха и свиней хороши, а другие – негодны.

23. Муст послабляет желудок, моче не дает отделяться,
Камни родит, засоряет к тому ж селезенку и печень.

* * * Муст — молодое вино, виноградное сусло (употреблялось как морс).

24. Вредно весьма запивать то, что ешь за обедом, водой.
Холод возникает в желудке, а с ним несварение пищи.

25. Мясо телячье считать чрезвычайно питательным надо.

26. Курица, горлица, голубь, каплун и скворец – превосходны,
И перепелка, и дрозд, и фазан, и тетерев с ними,
Жаворонок, вальдшнеп и зяблик, затем куропатка и ржанка.

27. Мягкие рыбы всегда и размера берутся большого,
Твердые рыбы, напротив, питательней, если поменьше:
Щука и окунь, лосось и форель, и линь, и конечно,
Также треска, камбала с пескарем, и прочие рыбы.

* * * ...и прочие рыбы. — Латинские названия рыб не всегда удается идентифицировать с современными их названиями.

28. Если едят искривленных угрей, то едят их живыми, -
Это свидетельство тех, кто постиг исцеленья науку.
Угорь и сыр – вредоносны, коль съешь и при этом не будешь
Часто еду запивать и опять запивать, повторяя.

29. Если съедаешь яйцо, жидким пусть оно будет и свежим.

30. Мы заключили, что надо горох и хвалить, и отвергнуть:
Без кожуры он хорош и в достаточной мере полезен,
Но с кожурою – вздувает живот и поэтому вреден.

31. Козье, по мненью врачей, молоко и верблюжье – полезны;
Больше питанья, однако, дает молоко от ослицы,
Больше еще - от коровы и в мере такой же – овечье.
Если ж болит голова в лихорадке, - любое негодно.

32. Масло мягчит, увлажняет и слабит, но без лихорадки.
А простоквашу принять, - то промоет она и очистит.

33.Сыр холодит, засоряет, он грубая, твердая пища.
Сыр вместе с хлебом полезно поесть, но только здоровым.
Коль нездоров человек, сыра с хлебом вкушать не годится.
«Сыр вредоносен», - плохие врачи говорят постоянно,
Но ведь не знают они, почему он является вредным.
Силу от сыра себе обретает инертный желудок, -
Это свидетельство тех, кто постиг исцеленья науку.

34. Следует пить за едою немного, но часто при этом.
Хочешь поменьше болеть, - между блюдами пить не годиться.
Чтобы вреда избежать, ты с питья начинай насыщенье;
Яйца вкушаешь, так пей по одной после каждого чаше.

* * * Следует пить за едою немного... — Сравните с афористической формулой Гиппократа («О пище», 55; «Сочинения», И, 511): «Влажность — повозка для пищи».

35. Съешь после рыбы орех, сыр бери после мяса. Орешек
Первый полезен, но вреден – второй, а третий – смертелен.
Груши всегда запивай, а орешек лекарство от яда.
Груши нам груша дает, но они без вина ядовиты.
Коль ядовиты они, порицания груша достойна.
Противоядье – варенье груши, сырье – отрава.
Бремя желудку – сырье, вареные – бремя снимают.
Следует груши запивать, после яблок – подумать о стуле.

* * * ...после яблок — подумать о стуле. — С этими словами ассоциируется высказывание Цельса («О медицине», II, 24) о яблоках как продукте, легко усваиваемом желудком.

36.Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага:
Чистят желудок они, а ядро – от камней избавляет;
Будет хорошая кровь у тебя от мякоти ягод.

* * * Вишня — у Цельса (там же) эти ягоды названы среди продуктов, которые «легко усваиваются желудком и помогают его очищению».

37. И охлаждают, и слабят, и польза немалая – сливы.

38. Персики вместе с вином молодым берутся по праву.
Так существует обычай орех сочетать с виноградом.
Для селезенки не годен изюм, но от кашля и почек.

39. Железы, зоб и нарыв унимают компрессом из смоквы;
Маку добавить ты к ней, и костей переломы излечишь.
Вшивость и страсть возбудит, но в желаниях самых – помеха.

* * * Смоква — фигурирует среди смягчающих средств и у Цельса («О медицине», V, 15).

Мак (Papaver somniferum) — известен как снотворное средство еще с глубокой древности. Мак был посвящен богине плодородия и покровительнице земледелия Деметре (Церере), ибо он, по мифу, успокоил ее страдания, вызванные похищением Аидом (Плутоном) ее дочери Персефоны (Прозерпины).

40. Больше мочи от кизила и более крепкий желудок.
Твердый полезен кизил, но гораздо полезнее – мягкий.

* * *По мнению Р. Шотта, немецкого переводчика поэмы, в оригинале речь идет именно о кизиле.

41. Муст вызывает мочу, он немедля вздувает и слабит.

42. Пиво питает обильные соки и силы приносит;
Тело полнит и к тому же способствует кроветворенью,
И вызывает мочу, а живот и мягчит, и вздувает.

43. Уксус слегка холодит, иссушает гораздо сильнее;
Он уменьшает и семя, несет меланхолию, слабость;
Мучает также он жилы сухие, а тучные – сушит.

44. Репа – желудку отрада и ветры выводит наружу.
И вызывает мочу, но и зубы вконец разрушает.
Плохо вверенная репа – мучительных схваток причина.

45. Переварить нелегко и усвоить сердце не легче.
То же с желудком, но лучше наружные части желудка.
И в медицине язык превосходной считается пищей.
Легкое так и скользит по кишкам и легко в усвоенье.
Мозг предпочтительней прочих, вне всяких сомнений, куриный.

46. Газов скопленье наружу выводит от фенхеля семя.
Благ от маратра четыре: он яд с лихорадкою гонит
И очищает желудок, а зрение делает острым.

47. Зрение лучше и крепче желудок у нас от аниса.
Сладкий анис, несомненно, и в действии лучше гораздо.

48. Пепел и кровь остановит, и печени пепел отраден;
Мускус – для мозга, для сердца – мускат, селезенке приятен
Каперс, подснежник – желудку, а легким полезна лакрица.

* * * Пепел (Spodium) — вероятно, жженая слоновая кость или пепел костей крупного рогатого скота.

Мускат — мускатный орех, известен в медицине с середины XI века.

Каперс — его упоминает и Цельс («О медицине», II, 29) в главе «О продуктах, помогающих очищению желудка».

49. Надо солонку поставить пред теми, кто трапезой занят.
С ядром справляется соль, а невкусное делает вкусным;
Ведь непригодна еда, что без соли на стол подается.
Соль, коль не в меру она, угнетает и зренье, и семя,
И порождает чесотку, и зуд иль озноб причиняет.

* * * ...иль озноб причиняет. — Слово rigor оригинала означает также напряженность, окоченелость, судорогу, холод.

50. Нас горячат, укрепляя: соленое, острое, горечь.
Терпкое с крепким и кислым, напротив, несут охлажденье.
Мягкое с жирным и сладким спокойную меру даруют.

51. Чистятся зубы от хлеба с вином, а зренье остреет;
То, чего мало, - растет, уменьшается то, что в избытке.

52. Всем я велю соблюдать им привычную в жизни диету.
В случае крайнем диету лишь только менять допустимо.
Нам Гиппократ говорил, отчего приключается гибель.
Высший закон медицины – диету блюсти неуклонно:
Будет леченье плохим, коль забудешь, леча, о диете.
Сколько, когда, почему, где, как часто и что применимо –
Все это должен предписывать врач, назначая диету.

53. Суп из капусты мягчит, а капуста сама закрепляет;
Если их вместе подать, - подготовят к очистке желудок.

54.Древние медики учат, что мальва живот размягчает;
Корни скобленые мальвы бесспорно способствуют стулу
И помогают при родах, и часто для регул полезны.

* * * Древние медики учат... — Например, Цельс указывает, что мальва способствует очищению желудка.

55. Не отрекайтесь от мяты за то, что она не поспешно
из живота и желудка глистов и червей изгоняет.

* * * Не отрекайтесь от мяты... — Существует несколько видов этого лекарственного растения, о каком из них идет речь в оригинале — неясно.

56. Умер зачем человек, что шалфея возделывал силу?
Видно, от смерти в садах никакого не сыщешь лекарства.
Нервы шалфей укрепляет и рук унимает дрожанье,
И лихорадку изгнать даже острую он в состоянье.
Ты наш спаситель, шалфей, и помощник, природой данный.

* * * ...от смерти в садах... — Этот стих, входящий также в «Цвет медицины Салерно», стал поговоркой.

57. Мускус, лаванда, шалфей и фиалка, расцветшая первой,
Кресс с артемизией также – людей параличных лекарство.

* * * В оригинале — Nastur, то есть Nasturtium — кресс; Athanasia — артемизия.

58. Руту зовут благородной; ведь зренье она проясняет.
С помощью руты, о муж, обретешь ты зоркость во взоре.
Страсть у мужчин умеряет она – возбуждает у женщин.
Делает рута воздержанным, а разум – и ясным, и быстрым.
Рута вареная всюду надежно от блох избавляет.

59. Кажется, нет у врачей о луке единого мненья.
Как сообщает Гален, для холериков лук не полезен.
Но для флегматиков лук, говорит он, целебное средство.
Лучше всего – для желудка; и цвет у лица превосходный
Тоже от лука. Растертым втирая его, ты сумеешь
Лысой вернуть голове красоту, что утрачена ею.
Лук приложи, - и поможет только его перед тем растирают.

* * * Как сообщает Гален... — Его авторитет во времена средневековья и эпохи Возрождения, то есть до Парацельса (1493 — 1541), был непререкаем, а на заблуждения Галена в области анатомии первым указал Андреас Везалий в труде «О строении человеческого тела» (1543).

60. Сухость, а также тепло в горчичном зернышке малом;
Яд изгоняет, рождает слезу, а голову чистит.

61. Хмель, как и боль головную, пурпурная гонит фиалка,
Тяжесть снимает она и «падучей» больных исцеляет.

62. Сон посылает больным, прекращает противную рвоту,
Семя крапивное с медом и колики лечит надежно.
Примешься пить это средство, - и кашель запущенный сдастся.
Холод из легких оно изгоняет и язвы из чрева,
Верную помощь дает при различных болезнях суставов.

63. Грудь очищает от флегмы трава, что зовется иссопом.
Легким полезен иссоп, если с медом он вместе отварен,
И, говорят, что лицу доставляет он цвет превосходный.

* * * Легким полезен иссоп... — Цельс в главе «О затруднении дыхания» также отдает должное иссопу (с медовой сытой) Как средству, облегчающему указанное страдание.

64. Плющ, если с медом растет и приложен, полезен при раке;
Выпитый вместе с вином, успокоить он боль в состоянье.
Рвоту обычно он может сдержать и слабый желудок.

65. Для подреберья весьма девясил капуанский полезен.
Если же сок девясила смешаешь ты с соком из руты, -
Средства целебнее их для лечения грыж не отыщешь.

66.Черную желчь изгоняет полей, с вином поглощенный,
И застарелую он, говорят, унимает подагру.

67. Соком от кресса волос задержать выпадение можно,
Сок этот силу имеет расправиться с болью зубною.
С медом намазанный вместе, от перхоти он исцеляет.

68. Птенчиков ласточка-мать хелидонией лечит ослепших,
Если, как Плиний отметил, у них расцарапаны глазки.

* * * Имеется в виду ЧИСТОТЕЛ (Chelidonium).

69. Ивовый сок, если в уши он залит, червей убивает.
В уксусе если отваришь кору, - сведет бородавки.
Ивовый цвет вместе с соком своим противник зачатья.

70.Мнение есть, что шафран придает и отраду, и бодрость;
В члены вливает он силу и печень у нас обновляет.

71.Часто съедаемый, девам порей плодовитость дарует.
Кровотеченье уймешь ты при помощи лука такого.

72.Черный есть перец, и он растворенью легко поддается.
Соки он может очистить, способствует пищеваренью.
Белый же перец полезен желудку, при кашле и болях,
Предотвратит он еще и холодный озноб лихорадки.

* * * Перец — известен в Европе после похода Александра Македонского в Индию (327 г. до н. э.).

73. Спать после пищи принятья и двигаться много – все это
Слух ухудшает и этим во всем с опьянением сходно.
Длительный голод и страх, сотрясение, рвота, паденье,
Холод и хмель – вызывают в ушах ощущение звона.

74. Бани, Венера, вино, перец, дым и чеснок, да и ветер,
С луковкой вместе порей, слезы, боб, ЧЕЧЕВИЦА, горчица,
Солнце, сношенье, огонь, пыль, удар острия, напряженье –
Все это – зрения бич, но отсутствие сна – наибольший.
Роза, вербена, укроп, хелидония также и рута –
Все на микстуру идут, от которой зренье остреет.

75.Зубы свои сохранишь, коль порея семян заготовишь.
Не откажись белену вместе с ладаном сжечь благовонным.
Дым заклубится густой и зубную он боль успокоит.

76.Масло, орехи, угри, головы охлажденье, напитки,
Яблоко также сырое у нас порождают охриплость.

77.Бодрствуй, согретое ешь и постись, и усердно работай,
Помни всегда о тепле, в меру пей и полнее дыши ты.
Все это надо блюсти, коль избавиться хочешь от слизи.
В грудь изольется, - тогда эту слизь называют катаром;
В глотку – бронхит, а в носу от нее зарождается насморк.

78.Серу и аурипигмент не забудь сочетать, и добавить
К ним полагается известь, которую с мылом мешают.
Вместе четыре смешай вещества и от средства такого,
Если заполнить четырежды свищ, исцеленье наступит.

79.Пьется вода, если боль от вина началась головная;
Если ж чрезмерно питье, - лихорадка жестокая будет;
Лоб иль макушка когда поражаются жаром болезни,
Надо и лоб, и виски растирать осторожно и часто.
Моют их также вареным пасленом, но только нагретым;
Боль головная, считают от этого средства проходит.

* * * Как отмечает Р. Шотт, слово оригинала morella равнозначно слову solarium — сонная одурь, сонная трава. Имеется в виду паслен, такое название которого встречается также у Цельса
(«О медицине», II, 33; V, 26 и 33) и у Плиния в его «Естественной истории».


80.В летнее время тела от посла иссушаются наши;
В пору любую нам рвота полезна: от влаг вредоносных
Нас избавляет она и желудка излучены моет.
Лето и осень, весна и зима – это года этапы.
Воздух в весеннюю пору пусть будет и теплым и влажным,
Лучшего времени ты не найдешь для кровопусканья;
Также движения тела, потенье, очистка желудка,
Бани весной и лекарства надежно тела очищают.
Летний же зной, как известно тела иссушает, и летом
Преобладает обычно и красная желчь в человеке.
Жидкими блюда пусть будут, а также холодными; надо
Летом Венеру и бани забыть, кровь пускать, но не часто;
Очень полезны покой и питье с соблюдением меры.

81.Сложен любой человек из девятнадцати вместе
Разных костей, а зубов у него двенадцать плюс двадцать;
Триста, еще шестьдесят и пять кровеносных сосудов.

* * * Интересно, что в сборнике Гиппократа («О природе костей», I) дается цифра 91 (с ногтями — III).

82.В теле находятся нашем четыре различные влаги:
Флегма и светлая желчь, кровь и черная желчь. Воплощенье
Флегма – в воде, а в земле себе черная желчь обретают;
Кровь – это воздух, а светлая желчь в огне воплотилась.

83.Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре,
Падкий до всякой молвы и внимать неустанно готовый.
Вакх и Венера – услада ему, и еда, и веселье;
С ними он радости полон и речь его сладостно льется.
Склонностью он обладает к наукам любым и способен.
Чтоб ни случилось, - но он легко распаляется гневом.
Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый,
Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.

84.Желчь существует, - она необузданным свойственна людям.
Всех и во всем превзойти человек подобный стремится;
Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив,
Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам;
Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,
Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафрановым.

85.Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость.
Жир порождает она и ленивое крови движенье.
Сну – не занятьям – свои посвящает флегматик досуги.
Лень и сонливость, рассудок тупой и вялость движений.
Всякий флегматик сонлив и ленив, и с обильной слюною,
Тучен он телом и разум туп, белолицый обычно.

86.Только про черную желчь мы еще ничего не сказали;
Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.
Бодрствуют вечно в трудах и не предан их разум дремоте;
Тверды в намереньях, но лишь опасностей ждут отовсюду,
Жадны, печальны, их зависть грызет, своего не упустят,
Робки, не чужд им обман, а лицо их землистого цвета.

87.Влаги такие известны, что каждому цвет доставляют.
Цвет образуется белый из флегмы в телах. А из крови
Красны; из желчи же красной рождается цвет красноватый,
Черная желчь награждает тела окраской мрачной;
Смуглого цвета, обычно, в ком желчи подобной избыток.

88.Крови излишек – краснеет лицо, а глаза выступают,
Щеки вздуваются, тело чрезмерно тогда тяжелеет;
Пульс отмечается частый и полный, и мягкий, и боли
Сильные, чаще во лбу, и живот от запора страдает.
Жажда, язык иссушен, сновидения полные крови,
Сладость в слюне, но она же и острого привкус содержит.

89.Справа болит, шершавый язык, звон в ушах постоянный
Сон пропадает, а часто и рвота – от желчи избытка;
Сильная жажда и боль в животе, выделенья со слизью,
В сердце уколы, тошнит и желание есть пропадает,
Пульс же и твердый, и слабый, частит, лихорадочен также.
Горько и сухо во рту, в сновиденьях пылают пожары.

90.В теле, когда переходит границы законные флегма,
Вкуса не чувствует рот, но с обильной слюной отвращенье;
Боли тогда возникают в желудке, затылке и ребрах,
Пульс незаметный и мягкий, не частый и медленный также.
Следом за ложной дремотой идут о воде сновиденья.

91.Если же в полных телах воцаряется черный осадок,
жидкою стает моча, пульс же – твердым и темною – кожа.
Чувство тревоги и страх, и печать. В сновиденьях кошмары.
Мучает кислым отрыжка и то же в слюне ощущенье.
Часто в ушах пораженных иль звон, или свист раздается.

92.Кровопусканья пора лишь в семнадцать лет наступает.
Вскрытие вен изгоняет дух буйства чрезмерного в людях,
Тот, что приходит с вином и обличий имеет немало.
Соков потеря не скоро при восполняется пищей.
Флеботомия нам взор обостряет, а мысли и разум
Делает ясными, костный наш мозг согревает к тому же,
Чистит кишечник и в норме содержит живот и желудок,
Ясность дает ощущений и сон, тошноту изгоняет,
Голосу, слуху и силах способствует, их укрепляя.

93.Май и сентябрь, и апрель для пускания крови пригодны;
Дни в них под знаком луны и влиянию Гидры подвластны.
Первого месяца – первый, а прочих – последний, тридцатый;
Кровопусканье тогда и гусиное мясо запретны.
Старцу иль юноше, если их вены наполнены кровью,
В месяц любой хорошо прибегнуть к кровопусканью.
Май, сентябрь и апрель – вот месяцы кровопусканий.
Выпустишь кровь в это время и будет тебе долголетье.

* * * Дни в них под знаком Луны... — Как полагает Р. Шотт, здесь имеется в виду магический элемент гидромантии — предсказания с помощью воды. Приведены соответствующие месяцы, которые считались наиболее удобными для флеботомии, с их тремя критическими днями: 1-й день в мае и 30-й в апреле и сентябре. В эти месяцы Солнце находится в созвездиях Тельца и Весов, то есть под знаками Зодиака, управляемыми Венерой. Гуси были посвящены Венере, поэтому в указанное время есть их мясо запрещалось.

Гидра — водяная змея, рожденная нимфой Ехидной, также связана с водой.


94.Хладность натуры, холодная местность и сильные боли;
Если помылся, предался любви, возраст юный иль старый,
Сильная также болезнь, насыщенье питьем и едою.
Если изнежен чрезмерно и слаб, и брезглив твой желудок, -
Все это значит: тебе не показано кровопусканье.

95.Что тебе следует делать, коль вскрыть собираешься вену,
Или при вскрытье самом, иль после его завершенья?
Так, умащенье, питье, омовенье движенье, повязку -
Все это надо блюсти и о каждом как следует помнить.

96.Мрачным веселье несет и смиряет разгневанных также
Флеботомия; влюбленным дойти не дает до безумства.

97.Делай обширный разрез осторожно настолько, чтоб быстро
Пар выходил изобильный и кровь вытекла свободней.

98.Кровопусканье свершив, шесть часов ты бодрствовать должен,
чтоб испарения сна повредить не сумели бы телу.
Делай разрез неглубокий, чтоб нерв не затронуть разрезом.
Кровопусканье закончив, к еде приступай не тотчас же.

99.Пищу молочную всю избегать ты тщательно должен.
Тот, кому пущена кровь, и напитков пускай избегает.
Вредно холодное все для свершившего кровопусканье.
Надо ему воспретить появляться под облачным небом,
Дух веселится его, если ясен безоблачный воздух
Всякий полезен покой, а движенья весьма вредоносны.

100.Кровь выпускают, во-первых, при сильных и острых болезнях.
В возрасте среднем свершай ты обильное кровопусканье;
Мальчик, однако, и старец пусть выпустят крови немного.
Больше обычного вдвое – весеннее кровопусканье.

101.Справа – весною и летом; зимой и осенью – слева
кровь выпускают. Очисти ты голову, сердце и ногу,
печень. Но сердце – весной печень – летом, а прочие следом.

102.Выпустишь кровь селезенки, - различные блага получишь:
Ведь селезенку и печень, и грудь, подреберье и голос
Флеботомия очистит и боли изгонит из сердца.

Уже в первой стихотворной главе «Кодекса» (русский перевод с латинского проф. Ю.Ф. Шульца) читаем:

* * * Если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней,
Тягость забот отгони и считай недостойным сердиться.
Скромно обедай, о винах забудь, не сочти бесполезным
Бодрствовать после еды, полуденного сна избегая.

Нужно признать, что современное учение о здоровом образе жизни мало что добавляет принципиально нового к этому древнему рецепту.

А вот как, к примеру, «Кодекс» предписывает встречать утро:

* * * Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,
В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя
Члены свои, причешись и зубы почисти. Все это
Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.
Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлаждения
Бойся...

Ну чем не современные рекомендации?!

Огромную роль окружающей среды в укреплении и сохранении здоровья хорошо понимали медики уже тогда, о чем свидетельствуют вот эти строки «Кодекса»:

* * * Воздух да будет прозрачным и годным для жизни, и чистым.
Пусть он заразы не знает и смрадом клоаки не пахнет.

Любопытные советы содержатся в «Кодексе» и по рациональному питанию:

* * * Ты за еду никогда не садись, не узнав, что желудок
Пуст и свободен от пищи, какую ты съел перед этим.

И далее:

* * *Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.
Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.

Заслуживают внимания и рекомендации по питанию в зависимости от времени года:

* * * Должен умеренность в пище себе ты назначить весною.
В летний же зной особенный вред от пиршеств чрезмерных.
Осенью будь осторожен с плодами: беда не стряслась бы.
Сколько захочется - ешь без опаски ты в зимнюю пору.

Совершенно правильно утверждается в «Кодексе», что «вредно весьма запивать то, что ешь за обедом, водою», ибо из-за этого «холод возникает в желудке, а с ним несварение пищи». Поэтому воду лучше пить перед едой. А вот простоквашу, которая «промоет и очистит» кишечник, очень полезно употреблять на ночь.

Хлеб издавна считался одним из основных продуктов питания, поэтому и древние врачи уделяли много внимания его рациональному использованию. До сих пор у населения повышенным спросом пользуется хлеб свежеиспеченный, что называется, еще горячий, хотя гигиенисты питания не разделяют точку зрения, будто только такой хлеб и полезен. Об этом же говорится и в «Кодексе»:

* * * Хлеб не горячим да будет, а также еще и не черствым,
Квашеным должен и пористым быть, хорошо пропеченным...
Квашеный хлеб, хорошо пропеченный и в меру соленый,
Чистый, здоровье дает, а иной никуда не годится.

«Кодекс» предписывает употреблять в пищу как можно больше молочных продуктов, овощей и фруктов. Вот как, к примеру, говорится о пользе вишен:

* * * Если ты вишен поешь, то получишь немалые блага:
Чистят желудок они, а ядро - от камней избавляет;
Будет хорошая кровь у тебя от мякоти ягод.

В наши дни сахар и соль образно называют «белыми врагами здоровья». О вреде для человека их чрезмерного употребления сообщается и в «Кодексе». Утверждается, что «соль, коль не в меру она, угнетает и зренье, и семя, и порождает чесотку, и зуд иль озноб причиняет».

В специальном разделе «Кодекса» повествуется о целебных свойствах ряда растений, которые можно успешно применять для профилактики и лечения болезней. Так, о луке сообщается, что «растертым втирая его, ты сумеешь лысой вернуть голове красоту, что утрачена ею. Лук приложи - и поможет в леченье собачьих укусов, с медом и уксусом только его перед тем растирают». Верно подмечены и лечебные свойства крапивы:

* * *Сон посылает больным, прекращает противную рвоту,
Семя крапивное с
медом и колики лечит надежно.
Примешь это средство - и кашель запущенный сдается.
Холод из легких оно изгоняет и язвы из чрева,
Верную помощь дает при различных болезнях суставов.

Указывается также, что «шафран придает и отраду, и бодрость; в члены вливает он силу и печень у нас обновляет».

Или вот еще один древний рецепт:

* * * Соком от кресса волос задержать выпадение можно.
Сок этот в силу расправиться с болью зубною.
С
медом намазанный вместе от перхоти он исцеляет.

О розе сказано, что она «полезна обильем целительных качеств», а розовое масло является хорошим болеутоляющим, антисептическим и ранозаживляющим средством, что соответствует действительности. Небезынтересно сообщение и о том, что «волос чернеет от сока шалфея, если под солнцем палящим им волосы тщательно терли». Воздается должное и девясилу, целебные свойства которого были изучены современными учеными.

Словом, очень многие рецепты средневекового врача, изложенные в «Салернском кодексе здоровья», не утратили своего значения и в наши дни.

Н. Ягья, профессор;
Ч. Гаджиева, доцент,
канд. биол. наук
(РГМУ)

„Ние сме трима: ти, аз и болестта. Чиято страна вземеш, тя ще победи.“-Авицена


8-Триграми

 

 

 

Последна промяна ( Четвъртък, 14 Март 2013 13:21 )