Вие сте тук:

Начало Статии Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун.-7-ма част

Секреты китайской медицины. 300 вопросов о цигун.-7-ма част

183. ОКАЗЫВАЮТ ЛИ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА "ВХОЖДЕНИЕ В ПОКОЙ" ПОЗИЦИЯ И СПОСОБ ДЫХАНИЯ
Любой цигун состоит из позиций (поз), способов регулирования дыхания и сознания. Между этими тремя разделами существуют связи взаимного полагания и взаимного использования. Поэтому, улучшая контроль за позиционной и дыхательной практикой, мы тем самым способствуем ^формированию и развитию состояния "вхождения в покой".

 

Влияние позиций на "вхождение в покой" очевидно. Когда поза неправильная, то те или иные мышцы тела пребывают в напряженном состоянии и не могут расслабиться, что заставляет соответствующие отделы коры головного мозга посылать серию неблагоприятных возбуждающих импульсов, центростремительных по своей природе, что препятствует "вхождению в покой". Напротив, поза, соответствующая естеству, и наиболее полное расслабление мышц всего тела могут снизить возбуждение коры головного мозга, что благоприятствует "вхождению в покой".
Столь же большое воздействие оказывает и дыхание. Важным элементом "вхождения в покой" является концентрация внимания. А концентрация на даньтяне, как правило, начинается с концентрации на дыхании. Поэтому правильная или неправильная регуляция дыхания напрямую связана с достижением концентрации и, следовательно, с успехом при "вхождении в покои".
"Регуляция дыхания успокаивает сердце" - в данной фразе обобщаются вышеуказанные связи. Легкое, равномерное, тонкое и медленное дыхание может стать важнейшим благоприятным фактором, способствующим "вхождению в покой".
Если поза либо дыхание у того, кто занимается цигуном, будут неверными, то это вызовет смятение чувств и смешение мыслей и соответственно невозможность "войти в покой". Но чем дольше человек находится в состоянии покоя, тем расслабленней и комфортней его поза. ровнее и слаженнее дыхание. В этом конкретно проявляется взаиморегуляция тела (позы), дыхания (вдохов и выдохов), сердца (мыслей) их благоприятное воздействие друг на друга.


184. КАКОЕ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ "ВХОЖДЕНИЕМ В ПОКОЙ" И "СУМЕРЕЧНЫМ СОСТОЯНИЕМ"
Оба явления - "вхождение в покой" и "сумеречное состояние" - возникающие в процессе занятий цигуном, достаточно часто проявляются в клинической практике. Поскольку их физиологические основы и производимый эффект неодинаковы, то необходимо строго различать их между собой. "Вхождение в покой" соответствует специфической деятельности коры головного мозга в процессе занятий цигуном. При этом очаг положительного раздражения, сформированный определенной фокусировкой мысли, занимает приоритетную позицию, остальные части коры под воздействием сознания находятся в состоянии торможения. Это способствует тому, что в мозгу возникает упорядоченность. Однако при "сумеречном состоянии". в коре головного мозга идет процесс, соответствующий переводу от бодрствования ко сну, особенностью которого является расширение областей, охваченных торможением.
После "вхождения в покой" занимающиеся цигуном ощущают просветление мозга, у них почти исчезают отвлекающие мысли, реакция на внешнее раздражение ослабевает. После завершения занятий во всем теле ощущается легкость, дух значительно укрепляется, тогда как в "сумеречном состоянии" может возникнуть мимолетный сон, внезапно сменяющийся бодрствованием. После прекращения занятий цигуном ощущается нервное истощение и слабость во 'все теле.
Практикуя цигун, необходимо тщательно выполнять упражнения, до мельчайших деталей постигая чувство "вхождения в покой" и улучшая руководство процессом. Если же возникает "сумеречное состояние", то необходимо своевременно выполнять коррекцию.


185. КАКИЕ ФАКТОРЫ НАИБОЛЕЕ СИЛЬНО ОКАЗЫВАЮТ ВЛИЯНИЕ НА "ВХОЖДЕНИЕ В ПОКОЙ"
Многочисленные факторы, влияющие на "вхождение в покой", можно обобщенно разделить на две категории: благоприятные и неблагоприятные. В ходе занятий цигуном следует полностью использовать благоприятные факторы, уменьшить или исключить воздействие неблагоприятных и таким образом придерживаться последовательного осуществления "вхождения в покой" по мере выполнения упражнений.
Благоприятные факторы для "вхождения в покой":
- уединенная обстановка и мягкий умиротворяющий свет;
- помещение с подходящей температурой и свежим воздухом или открытое пространство, преобладающее ощущение открытости сердца и веселости духа, ясность мозга;
- легкость эмоций, приподнятость ощущений, способствующие равновесию и гармонии внутреннего настроения, успокоению духа;
- правильное овладение способами цигуна и принципами движений;
- абсолютное доверие, являющееся идейной основой правильного выполнения цигуна. Цигунотерапия есть методика самостоятельного лечения, которая требует полного раскрытия основных потенциальных возможностей отдельного человека. Лишь исключительное внимание к упражнениям и подавление отвлекающих мыслей могут способствовать "вхождению в покой".
Неблагоприятные факторы, влияющие на "вхождение в покой":
- сосредоточенность на тяжелых заботах, вызывающая, как правило, эмоциональное беспокойство, появление неисчислимого множества отвлекающих и злых мыслей;
- чрезмерное напряжение при устремлении к какому-то определенному образу и насильственная попытка войти в покой, порождающие психическое напряжение, возбуждение больших полушарий мозга;
- болезни и страдания, сопровождающиеся психической неуспокоенностью, физической болью;
- неправильные позы для занятия цигуном, нерегулируемое дыхание, несконцентрированное сознание, производящие хаос и беспорядок в мыслях.
Следует учитывать личную подготовку человека - если подготовка достаточно хороша, то "вхождение в покой" происходит легко.
Принимается во внимание также психический тип. У хорошо контролирующих свои эмоции людей "вхождение в покой" происходит легко, у чрезмерно возбудимых - трудно;
Среди других факторов определенное воздействие на "вхождение" оказывают различия возраста, пола и некоторые другие.
Однако самое главное - доверять занятиям цигуном, неуклонно овладевать основными методиками, постепенно исключать отвлекающие мысли, увеличивать отводимое на занятия время. В результате можно достичь эффективности при "вхождении в покой".


186. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НЕ УДАЕТСЯ "ВОЙТИ В ПОКОЙ"
Неудача при "вхождении в покой" указывает на разброс мыслей при занятиях цигуном, когда занимающемуся не удается, как говорят, вступить в пределы спокойствия. Чем больше человек думает о "вхождении в покой", тем меньше ему удается это сделать, поскольку стремление во что бы то ни стало "войти в покой" само по себе есть действие посторонней мысли, которая производит чрезвычайное возбуждение в коре головного мозга. Здесь существует сходство с состоянием человека, страдающего бессонницей: чем больше он думает о сне, тем труднее заснуть, физиологический механизм обоих процессов одинаков.
Для достижения "покоя", помимо правильного овладения методикой, необходимо тренироваться в течение определенного периода времени. У новичков, например, имеющих много отвлекающих мыслей, часто бывают трудности при "вхождении в покой", поскольку, во-первых, период занятий упражнениями довольно короткий, во-вторых, они слишком легко поддаются психологическому нетерпению в достижении результата. В такой ситуации нельзя ни слишком пережимать, ни устремляться к результату, забыв обо всем. Надо терпеливо тренироваться, следовать постепенному развитию. Когда начальный период будет преодолен, отвлекающие мысли сами собой сократятся, и "вхождение в покой" будет осуществляться естественным образом.
У некоторых цигунистов, достигших определенных качеств, иногда также может появиться множество отвлекающих мыслей, которые не дают "войти в покой", - слишком беспокойно на сердце и беспорядочно в сознании. В таком случае следует временно прекратить занятия, тщательно изучить причины помех - возможно, мешает шумная обстановка, неблагоприятная температура, нервная нагрузка, боли и болезни, переполненный желудок, неправильная методика, скованные позы, негармоничное дыхание и другие причины.
Следует выявить главные факторы, влияющие на "вхождение", усердно устранять негативные причины, воздействующие на ситуацию, постепенно приближаясь к границе "покоя". Только так можно добиться эффективных результатов.


187. КАКИЕ ИЗ НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫХ МЕТОДИК ПРИМЕНЯЮТСЯ ДЛЯ "ВХОЖДЕНИЯ В ПОКОЙ"
Практикующие цигун считают "вхождение в покой" главным звеном упражнений. Обобщив древние и современные методики, а также клинические рекомендации, мы приводим ниже наиболее распространенные способы, из числа которых можно выбрать подходящие для применения.
Метод статической концентрации сознания. Концентрация на даньтяне или AT юн-цюань в ходе упражнений цигуна, которые выполняют многие занимающиеся.
Метод счета дыхания. Подразумевается счет "про себя" при выполнении упражнений, причем каждый вдох и каждый выдох считаются за один раз. Можно считать до ста или до тысячи.
Метод слушания дыхания. Основывается на предыдущем способе. При исполнении упражнений используется метод прислушивания к звукам собственного дыхания при вдохе и выдохе воздуха.
Метод следования дыханию. Основан на предшествующем методе. Сознание следует за каждым выдохом и вдохом, естественным образом выходящим и входящим. Это называется "взаимным следованием сознания и дыхания", с его помощью направляют "вхождение в покой".
Метод зрительных фантазий. Во время занятий цигуном нужно представить, как перед взором простирается какой-нибудь пейзаж, например лучезарное солнце или ясная луна, белые облака на лазурном небе, зеленые горы и чистые воды, безбрежный океан, свежие цветы и чудесные травы. изумрудные кипарисы и зеленые сосны. Когда мысль охватывает эти картины, то сознание хорошо концентрируется, психическая сфера успокаивается.
Метод слуховых фантазий. Во время занятий цигуном воображаемое прослушивание легкой и веселой музыки, которую любишь, песенных мелодий, колокольного звона и других приятных звуков подталкивают разум к состоянию покоя.
Метод безмолвного размышления. Он основан на приятных словах и фразах, например, таких, как "расслабление", "радость", "здоровье": Можно думать о таких точках, как даньтянь, AT юн-цюань и др., что способствует "вхождению в покой". После "вхождения", как правило, деятельность по "безмолвному размышлению" естественным образом забывается; но если велик вес посторонних мыслей, то новое обращение к "безмолвному размышлению" помогает преодолеть сумятицу в голове.
Метод расслабления и покоя. Использование упражнений на расслабление для управления "вхождения в покой". В процессе занятий надо думать о поэтапном расслаблении различных частей собственного тела (например, метод расслабления по частям или метод расслабления по трем линиям), либо можно при вдохе думать о покое, при выдохе - о расслаблении. Таким образом, думая то о покое, то о расслаблении, можно постепенно овладеть ситуацией вплоть до полного расслабления и "вхождения в покой".
Метод закрепления созерцания. В ходе занятий необходимо совершать ряд действий: например, глаза устремить к носу, нос устремить к пупку либо устремить к пупку внутренний взор. Глаза, нос и пупок связать в одну линию. Такой способ по закреплению созерцания внутренним взором в определенном направлении способствует "вхождению в покой".
Метод вовлечения. Осуществляется за счет саморуководства или руководства со стороны другого человека. Например, можно положить себе руки на нижнюю часть живота и делать легкий-легкий массаж, либо определенными фразами производить гипнотическое внушение, способствуя "вхождению в покой".
Вышеуказанные методы можно осуществлять во время практики цигуна. Следует только выбрать наиболее подходящий метод для конкретного человека.


188. КАКОЙ ИЗ МЕТОДОВ ДЫХАНИЯ ЛУЧШЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЦИГУНОМ
Поскольку видов и типов цигуна довольно много, то и типов используемого дыхания тоже немало, например, брюшное, грудное, глубокое, задержка дыхания (дыхание с паузами), дыхание с глубоким вдохом и глубоким выдохом, дыхание зимней спячки и самоестественное (природное ) дыхание. Выбор способа дыхания при выполнении упражнений основывается на привычках каждого человека и на различия недугов. Например, для тех, у кого нехорошо с кишечником и желудком, больше подходит брюшное дыхание, для тех, у кого есть проблемы с сердцем и легкими, - грудное. У каждого из способов дыхания есть свои достоинства. Если нет руководства со стороны учителя, то обычно выбирают естественное дыхание, а затем переходят к другим способам. В процессе дыхательных упражнений, как правило, вдыхают носом и выдыхают ртом. Этот способ не только соответствует привычкам обычных людей, но и способствует требованиям физиологической гигиены.
Начинающим не следует применять методы задержки дыхания, утробное дыхание, дыхание зимней спячки, чтобы избежать появления побочных эффектов. Обычно их можно использовать, уже имея довольно высокий уровень мастерства.


189. КАКУЮ НАИЛУЧШУЮ ПОЗИЦИЮ НАДО ИЗБРАТЬ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЦИГУНА
Для выполнения упражнений цигуна существуют позиции лежа, сидя, стоя и в движении. Выбирая одну из них, необходимо учитывать вид болезни, характер болезни (легкая форма или тяжелая), степень ослабленности больного, его возраст и другие различия и привычки.
Выбор в соответствии с видом болезни. Например, больному с опущением желудка надо избрать положение лежа, больному гипертонией - положение сидя, больному бронхитом - положение сидя или стоя, больному неврастенией - положение стоя, больному раком легких, но с сохранившимся относительно хорошо физическими силами, - в движении. Ослабленным больным следует выбирать положение лежа или сидя и лишь затем постепенно переходить к положению стоя или в движении.
Выбор в соответствии с характером болезни. Если болезнь тяжелая, физическое состояние плохое, то следует избрать положение лежа. Если болезнь относительно тяжелая, а физическое состояние больного довольно плохое, обычно выбирают положение сидя. Если характер болезни сравнительно легкий, физическое состояние довольно хорошее, то выбирают положение сидя или высокие стойки. Если болезнь легкая, а тело больного крепкое, то обычно избирают средние или низкие стойки.
В некоторых тяжелых случаях, например при желудочном кровотечении и асците, когда больной лежит, не вставая, обычно следует выбрать статический цигун, дождаться, когда силы в определенной степени восстановятся, состояние здоровья начнет улучшаться, и лишь после этого перейти к динамическому цигуну или к сочетанию динамических и статических упражнений.
Выбор в соответствии с видовыми различиями болезней. Статический цигун и динамический цигун применяется при лечении разных болезней, для их действия также характерны определенные различия. Поэтому необходимо выбирать методику цигуна в соответствии с видом болезни. Например, больные с опущением почек или желудка обычно используют статический цигун в положении лежа, больные коронарной сердечной недостаточностью и гипертонией обычно используют статический цигун расслабления в положении сидя, больные артритом, а также раком (в начальной стадии) большей частью используют динамический цигун, особенно в движении.
Разумеется, при выборе статического или динамического цигуна надо руководствоваться состоянием здоровья и сил организма. Например, для больных раком легких в начальном периоде, когда сил еще сравнительно много, необходимо использовать быстрый цигун в движении, а в поздний период, когда сил уже довольно мало, надо использовать медленный цигун в движении либо статический цигун.
Выбор в соответствии с различиями в возрасте и в индивидуальных наклонностях. Молодым юношам с подвижным характером лучше избрать динамический цигун или сочетание динамического и статического цигуна. Пожилым людям с медлительным характером обычно следует избирать статический цигун либо сочетание динамического и статического цигуна.
Выбор в соответствии с нравами и привычками. В Индии и Китае в древности часто использовали позу "лотоса" (включая "полулотос" и "полный лотос"), а в Японии обычно используют позу "сидения на пятках".
Выбор в соответствии с ощущениями во время практики цигуна. Вне зависимости от того, какая позиция применяется, необходимо следить за ощущением после занятий цигуном. Если человек после упражнений чувствует себя хорошо, то следует продолжать занятия в избранной позиции;
если после цигуна человек почувствует себя нездоровым и по прошествии определенного периода нездоровье сохранилось, то необходимо после обсуждения с учителем сменить позицию.


190. КАКУЮ МЕТОДИКУ ДИНАМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ СОЗНАНИЯ (И НЯНЬ) ЛУЧШЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ЦИГУНОМ
Концентрация в цигуне называется также "регулированием сердца". Способов такой концентрации довольно много. Есть метод расслабления, метод безмолвного размышления, метод успокоения на вдохе и расслабления на выдохе, метод счета дыхания, метод статической концентрации (и шоу - сохранение сознания), метод проникающего ци, метод концентрации на благих сущностях и другие. Выбирая какой-нибудь из них, следует основываться на особенностях характера и различиях в видах заболевания каждого человека. Например, человек, который легко "входит в покой", может выбрать метод статической концентрации; человек, у которого довольно много отвлекающих мыслей, может выбрать метод концентрации на благих сущностях. Если рассматривать вид заболеваний, то страдающим сердечными болезнями и гипертонией обычно следует избрать метод расслабления; страдающим болезнями кишечника и желудка - метод статической концентрации на даньтяне; страдающим болезнями печени и почек - метод проникающего ци; страдающим неврастенией обычно подходит метод счета дыхания или метод успокоения на вдохе и расслабления на выдохе. Таким образом, конкретный метод концентрации сознания также избирается в соответствии с различиями в обстановке.


191. ЧТО ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЕЙ В ЗАНЯТИЯХ ЦИГУНОМ: СТАТИЧЕСКАЯ ИЛИ ДИНАМИЧЕСКАЯ ФОРМА
Цигун делится на две большие категории: статический и динамический. Упражнения в положении лежа, сидя и стоя относятся к области статического цигуна. "Прогулочный" цигун, "игры пяти зверей", цигун "Великого Предела" (тайцзицигун), цигун "десять кусков парчи" ("шидуаньц-зинь"), цигун самопроизвольных движений относятся к области динамического цигуна. На практике статический цигун не полностью статичен. Статичный внешне, он динамичен внутренне. Например, при упражнениях в стойках, если посмотреть со стороны, то кажется, что занимающийся не делает ни одного движения. На самом деле, простояв немного, человек начинает испускать жар, ^ него выступает пот, усиливаются движения пяти плотных и шести полых органов, таких как сердце, легкие, печень, желудок, кишечник, почки. Поэтому о противоположности статического и динамического цигунов можно говорить лишь относительно.
При выборе статического либо динамического цигуна надо основываться на виде болезни, наличии или отсутствии физических сил, разнице в возрасте. Например, больной с ослабленным организмом и тяжелым заболеванием может сначала выбрать статический цигун, а затем заняться динамическими упражнениями. Иногда он может избрать форму, в которой взаимосочетаются оба вида упражнений. Статический цигун имеет свои собственные достоинства, динамический - свои. Нельзя сказать, который из них лучше, необходимо произвести выбор сообразно конкретной обстановке.


192. ВЫПОЛНЯТЬ ЦИГУН ЛУЧШЕ С ОТКРЫТЫМИ ИЛИ ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ
Выполняя цигун "взращивания внутреннего" или цигун расслабления, следует слегка прикрыть оба глаза с целью устранить зрительные раздражения, которые оказывают возбуждающее действие на кору головного мозга, помочь сдержать прилив мыслей, осознанно "войти в покой". "Вхождение в покой" является важным звеном в практике цигуна, поэтому представляется очевидным уменьшение внешних раздражителей.
Бывает, что некоторые цигунисты, даже закрыв глаза, не достигают единства сознания. Напротив, волны мыслей непрерывно следуют друг за другом. Чтобы избежать этого, можно лишь слегка прикрыть глаза или использовать для исправления ситуации способ проникновения за закрытые веки одного маленького луча. Кроме того, у некоторых занимающихся цигуном могут возникнуть явления дремоты и полузабытья. Для предотвращения такой ситуации рекомендуется лишь слегка прикрывать глаза, проникающий за веки лучик света направить на какую-либо AT собственного тела. Так можно предотвратить или устранить возникающее дремотное состояние.
Выполняя цигун в стойках и применяя метод сосредоточения на благих сущностях, обычно занимаются с открытыми глазами. Если практикуется динамический цигун или соединяются динамический и статический цигун, то глаза необходимо оставлять открытыми. Поэтому решать, что лучше - заниматься с открытыми глазами или с закрытыми, необходимо на основе различий в видах применяемого цигуна и индивидуальных особенностей цигуниста.


193. КАК ВЫБРАТЬ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ЦИГУНОМ И КОЛИЧЕСТВО ПОДХОДОВ
Длительность периода занятий и количество подходов определяется на основе следующих различий: физического состояния (при хорошем физическом состоянии занимаются больше, при плохом - меньше), возраста (те, кто помоложе - больше занимаются цигуном, те кто постарше - меньше), характера болезни (если болезнь легкая - занимаются больше, если тяжелая - меньше). Следует обращать внимание на постепенное развитие, день ото дня наращивать время занятий, количество подходов и их интенсивность. Общий принцип такой: после занятий цигуном психика находится в приподнятом состоянии, чувства легкие и приятные, усталость небольшая. В начальный период занятий в мышцах часто возникает ощущение некоторой ломоты, но это нормальное явление. Нельзя требовать выполнения комплекса через силу, в особенности от больных, только начинающих занятия, тем более выполнять их ожесточенно. В противном случае, превысив меру усталости, можно вызвать плохие последствия.
Наилучший режим занятий цигуном - один раз, утром или вечером. Продолжительность занятий надо постепенно увеличивать с 10-20 до 40-60 мин; количество подходов и сложность упражнений также следует постепенно увеличивать. Лучше не проводить занятия за полчаса до еды и через полчаса после. Человек с довольно хорошим физическим состоянием может немного увеличить количество подходов и продолжительность выполнения занятий, однако здесь не следует придерживаться принципа "чем больше, тем лучше". Следует избегать переутомления. Лишь при условии правильной позиции, подходящих методик, долгосрочных прилежных занятий можно получить заметные результаты.


194. КАКИЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ НУЖНО ВЫПОЛНИТЬ ПЕРЕД ЗАНЯТИЯМИ ЦИГУНОМ
Эффективности занятий способствует тщательное выполнение следующих подготовительных работ:
- завершить до начала занятий мыслительную подготовку. Необходимо прежде всего выровнять эмоции, прекратить всякую предыдущую деятельность и размышления;
- выбрать сравнительно уединенную обстановку. Как внутри помещения, так и за его пределами свет не должен быть слишком сильным, воздух нужен свежий, незастойный, однако следует избегать прямого соприкосновения с ветром, обращать внимание на сохранение тепла, не допускать переохлаждения и простуды;
- подготовить кровать или стул, если они будут использоваться во время занятий, а также подходящее место, всеми силами создавая необходимый комфорт;
- выбрать подушку для занятий, исключив возникновение резких звуков;
- одежда должна быть свободной, пояс расстегнутым, надо снять с тела все твердые вещи;
- заранее справить большую и малую нужду.


195. В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ НА ЧТО НАДО ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ
В процессе занятий цигуном следует обращать внимание на следующие моменты:
- хорошо осознать требования методики соответствующего комплекса, а также следить за последовательностью действий;
- все виды позиций цигуна необходимо выполнять в соответствии с собственным комфортом, с улыбкой на лице.
Части тела необходимо предельно расслабить. Особенно следует расслабить мышцы лба;
- дыхание должно быть естественным и мягким. Надо выбрать умеренность, равномерность, тонкость, длительность и замедленность дыхания, не допускать того, чтобы с помощью сознания дыхание насильно удлинялось либо сжималось;
- сознание при концентрации должно быть легким, замедленным и податливым, нельзя всеми помыслами устремляться к достижению различных ощущений;
- внезапно услышанные громкие звуки в процессе занятий цигуном не должны вызвать напряженности. Следует не обращать на них внимание и, тем самым, исключать испуг и побочные воздействия.


196. ЧТО СЧИТАЕТСЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ ЦИГУНОМ
Во время занятий человек может чувствовать жар, онемение, разбухание как в верхних конечностях, так и во всем теле, может казаться, что под кожей бегают мурашки или подрагивают мышцы различных частей тела.
После окончания занятий могут появиться ощущения просветления в мозгу, эмоционального комфорта, исключительной энергии, легкости во всем теле, укрепления физических сил.
Можно заметить, как улучшается перистальтика желудочно-кишечного тракта, увеличивается количество поглощаемой пищи, усиливается пищеварительная функция. После занятий цигуном достигается успокоение головного мозга, улучшается сон.
Полные люди за счет выполнения упражнений цигуна могут постепенно худеть, восстанавливая нормальное состояние тела.
После занятий цигуном можно ощутить гармонию между различными членами. Иx гибкость повышается, походка становится легкой.


197. ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЦИГУНОМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ ВЫПОЛНЯТЬ ЗАВЕРШАЮЩЕЕ УПРАЖНЕНИЕ ("ОБРЕТЕНИЕ ВОЗДЕЙСТВИЙ")
При выполнении любого вида цигуна - статического, динамического, сочетающего статический и динамический, - необходимо выполнять движение по "обретению воздействий" (шоу гун). Обращая особое внимание на завершающее упражнение, можно повысить эффективность занятий и одновременно предотвратить появление побочных эффектов. При выполнении статического цигуна в положении сидя рекомендуется следующее движение по "обретению воздействий": обе руки положить ладонями вниз на область даньтяня и через короткое время завершить занятие.
При выполнении цигуна стоя упражнения по "обретению воздействий" большей частью представляют собой медленное выпрямление обеих ног при одновременном поднятии обеих рук с ладонями, повернутыми кверху, пальцы противопоставлены друг другу; при этом делают вдох. Когда ладони доходят до уровня лба, то их разворачивают книзу. Опуская их, как бы оказывают давление на воздух и совершают выдох. Упражнение выполняется плавно и последовательно 3-5 раз.
В методиках "шоу гун" при сочетании статического и динамического цигуна используется растирание ладоней до горячего состояния с последующим многократным растиранием лица и головы, после чего занятия заканчивают.
Если выполнить завершающее упражнение по "обретению воздействий" как следует, то после него будет возникать чувство расслабленной легкости и комфорта.


198. ВСЕГДА ЛИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАЗНЫХ ВИДОВ ЦИГУНА НЕОБХОДИМЫ СТАТИЧЕСКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ СОЗНАНИЯ НА ДАНЬТЯНЕ И БРЮШНОЕ ДЫХАНИЕ
Некоторые считают, что при выполнении любого цигуна следует концентрировать внимание на даньтяне и осуществлять брюшное дыхание. Данная точка зрения является неполной, а потому неверной.
Несомненно, даньтянь является важной частью организма. Люди физически слабые посредством концентрации на даньтяне могут укрепить истинное ци.
Брюшное дыхание также занимает важное место. Те, у кого есть проблемы с желудком и кишечником, с помощью брюшного дыхания могут улучшить перистальтику. Все это весьма полезно для здоровья. Однако существует много различных методик дыхания и концентрации.
Если говорить о статической концентрации, то она подразделяется на два вида: концентрация на внешнем и концентрация на внутреннем (подразумевается собственное тело человека). В последнем случае концентрация может осуществляться на различных AT в соответствии с необходимостью.
Если говорить о дыхании, то помимо брюшного есть также самоестественное (природное) дыхание, грудное, глубокое, дыхание с паузами и утробное дыхание. Чтобы определить, какой тип статической концентрации и дыхания следует использовать в данном случае, необходимо учитывать различия в видах заболеваний, в их характере (легкое или тяжелое), в степени "вхождения в покой" и в привычках индивида. Например, гипертонику лучше всего подходит статическая концентрация на точках юн-цюань; больному туберкулезом - грудной тип дыхания.


199. ЧЕРЕЗ КАКОЙ СРОК ЗАНЯТИЙ ЦИГУНОМ МОЖНО ИСПУСКАТЬ ВНЕШНЕЕ ЦИ (ВАЙ ЦИ)
Многие интересуются испусканием внешнего ци, поскольку с его помощью можно лечить болезни, не касаясь тела, можно также приводить в движение различные приборы, не дотрагиваясь до них. Поэтому многие спрашивают: может ли взрослый человек, изучив цигун, излучать внешнее ци. И как долго надо заниматься цигуном, чтобы овладеть этим умением?
Мы считаем, что лучше всего начинать упражнения по испусканию внешнего ци примерно в возрасте 10 лет. В более старшем возрасте количество испускаемого внешнего ци будет немного меньше. Однако выполнение методик по испусканию ци взрослым человеком содержит много полезного для оздоровления собственного организма.
В течение какого времени необходимо выполнять упражнения, чтобы начать испускать внешнее ци? На этот вопрос нельзя дать простой ответ. Его можно разрешить, лишь приняв во внимание сложность упражнений, возраст, состояние здоровья, базовый уровень, а также успехи в овладении соответствующими методиками. Обычные люди могут излучать внешнее ци примерно после трех лет* занятий, однако некоторые обретают ощущение ци после двух-трех месяцев тренировок. В этот период никоим образом нельзя пытаться из любопытства делать пробные испускания, поскольку девять человек из десяти могут потерпеть неудачу и довести до изнеможения собственный организм. Например, один большой любитель цигуна после неполного месяца тренировок решил попробовать испускать внешнее ци. В итоге он нанес ущерб своему изначальному ци (юань ци), ощутил, что во всем его теле ци не имеет силы, и целую неделю не мог встать с кровати.
Поэтому мы считаем, что для испускания внешнего ци без ущерба для собственного организма необходимо заниматься, по меньшей мере, два-три года. После этого появляется возможность изучения с помощью приборов и клинического использования данного явления. Мы считаем также, что главное в методике упражнений по испусканию внешнего ци - отнюдь не лечение других людей, поскольку уже созданы медицинские приборы, копирующие излучение внешнего ци и заменяющие врачей-цигунотерапевтов. Главное - это тренировка собственного организма.
_____
Излучать внешнее ци после трех лет. - Известный мастер цигуна Мо Вэньдань описывает комплекс упражнений, после овладения которым можно обрести способность испускать внешнее ци примерно через 10 дней. Но при этом он также подчеркивает, что терапевтическое применение этой способности требует дополнительного обучения и руководства со стороны опытного мастера (Мо Вэньдань. Диагностика и лечение с помощью цигун. - ЦиС. - 1994. - № 3).


200. НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ ТРЕНИРОВКЕ КОМПЛЕКСОВ ПО ИСПУСКАНИЮ ВНЕШНЕГО ЦИ
Необходимо обращать внимание на следующие положения:
- позиция должна быть правильной, тело соответствующим образом расслабленным, требования к занятиям - неизменными;
- после принятия нужной позиции можно в пределах необходимости разговаривать или слушать приятную успокаивающую музыку, но при этом не нарушать положения тела;
- во время упражнений необходима самоестественность дыхания, использование благоприятных методов концентрации, нельзя ругаться и сердиться;
- занятия цигуном на пустой желудок неблагоприятны, перед их началом надо выпить немного горячего напитка. Однако также неблагоприятны упражнения цигуна после обильной еды.
Как следует отработав подготовительные действия, можно приступить к выполнению упражнений в следующей последовательности: начать с движения "корни глубоко в земле" и каждый раз выполнять его в течение одного часа; после года упражнений можно приступить ко второму движению - "меч, парящий в воздухе". Пройдет еще год - и только тогда время приступать к выполнению третьего движения "драконово-орлиная поступь". После овладения позициями в процессе занятий цигуном надо следовать их самоестественному раскрытию; никоим образом нельзя специально добиваться каких-либо ощущений.
Появление в ходе занятий жара в ладонях, жара во всем теле с выступлением мелких капель пота - хороший признак. Если же ощущается озноб, то следует выполнить завершающее движение и на том закончить, а через день вновь вернуться к тренировкам.
Продолжительность выполнения упражнений необходимо выбирать в соответствии с их интенсивностью. Тем, кто только начал занятия, нельзя заниматься с большим напряжением, чтобы исключить чрезмерную усталость. После занятий часто возникает ломота в коленных суставах, это нормальное явление. Однако необходимо контролировать количество движений. Если их будет слишком много, то может возникнуть отрицательная реакция.
Для начинающих период занятий должен быть покороче, трудность упражнений - поменьше. Затем происходит постепенное увеличение объемов тренировок, причем освоение идет последовательно, шаг за шагом.
Пот, выступающий после занятий, следует смывать, купаясь в горячей воде, жажду утолять горячими напитками. Во избежание охлаждения следует воздерживаться от купания в холодной воде и от питья холодных напитков.


201. КАКИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЦИГУНОМ, ПИТАНИЕМ И НАПИТКАМИ
Занимающиеся цигуном всегда уделяют особое внимание тому, чтобы есть простую пищу, совершенно не курить, не пить алкоголя, что, несомненно, имеет свой резон. Все знают, что указанные факторы способствуют физическому здоровью и долголетию. Мы считаем, что занимающиеся цигуном должны потреблять нетяжелые (неконцентрированные, постные) пищу и напитки. Разумеется, также* может иметь место соответствующее увеличение рациона.
Человеческому организму необходимы такие элементы питания, как сахар, жиры, белки, витамины и минеральные вещества. Поэтому полноценное питание предполагает их достаточное употребление.
Что же касается увеличения в рационе больного того или иного вида еды или напитков, то оно определяется в соответствии с характером данной болезни и собственными потребностями. Например, больные гипертонией и коронарной сердечной недостаточностью в период выполнения цигуна должны побольше есть простой (постной) пищи и поменьше жиров, страдающие анемией и гипотонией - сладкое и витамины, жирную и белковую пищу. Больные сахарным диабетом в период занятий цигуном должны есть мало сладкого.
Совершенно необходимо для занимающихся прекратить курение, поскольку табак содержит никотин и другие ядовитые вещества. Цигун - это освобождение от ядов, а курение - их поглощение. Если говорить о больных, страдающих ревматическим воспалением суставов и другими подобными болезнями, то им можно ежедневно выпивать немного водки или лечебного вина.
В целом в питании занимающихся цигуном должны преобладать нетяжелые еда и питье; надо также следить за разнообразием питания и прекратить курение табака.
_____
Потреблять нетяжелые пищу и напитки; может иметь место увеличение рациона. - Некоторые современные мастера (например, Чэнь Лэ-тянь) полагают, что правильные занятия цигуном (по системе "Небесный колокол" и др.) могут привести к частичному или полному отказу от пищи (би гу). Установку на "отказ от пищи" ученики могли получать и непосредственно от мастера. В результате воздержания (от нескольких дней до нескольких месяцев) у испытуемых улучшалось самочувствие, увеличивалась работоспособность. Метод был известен с древности. В "Дао цзан" по этому поводу сказано: "В жизни надо отказаться от пищи, успокоить сердце и пополнять ци, довольствуясь тем, что есть в природе". "Конечной целью такого воздержания, по мнению Чэнь Лэтяня, является "превращение земного человека в человека Вселенной". (См.: Цзе Цао. Они отказались от пищи // ЦиС. - 1994. - № 2).


202. ХОРОШО ЛИ ЗАНИМАТЬСЯ ЦИГУНОМ НА ПУСТОЙ ЖЕЛУДОК ИЛИ СРАЗУ ПОСЛЕ ПРИЕМА ПИЩИ
И то, и другое - нехорошо. Цигун обладает способностью усиливать желудочно-кишечную деятельность, способствующую перевариванию и всасыванию. Это имеет большое значение для тех, кто страдает от болезней пищеварительной системы. Выполнение цигуна на пустой желудок повлечет за собой усиление перистальтики, однако, поскольку желудочно-кишечный тракт находится в относительно опустошенном состоянии (особенно желудок), то обычно возникает острое чувство голода. В такой ситуации, если не принять своевременно пищу (в небольшом количестве), то это скажется на "вхождении в покой" и регулировании дыхания, поскольку, испытывая голод, нелегко практиковать цигун "взращивания внутреннего". Однако делать цигун сразу после еды также неудобно, так как желудок, переполненный пищей, слишком тяжел, что не способствует регулированию дыхания и может нарушить чувство комфорта и "вхождение в покой". Поэтому самое наилучшее - не практиковать цигун ни на пустой желудок, ни на переполненный.


203. КАКАЯ ПОЛЬЗА В УПРАЖНЕНИЯХ ЦИГУНА ДЛЯ ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА
Широко известно, что физкультура и спорт способствуют укреплению здоровья. Цигун также является одним из видов спорта и также может способствовать физическому здоровью. Особенно следует выделить статический цигун, где хотя и не заметно каких-либо движений конечностями и корпусом, однако пять плотных и шесть полых органов внутри организма находятся в движении, которое называют внутренним. Поэтому цигун называют специфическим видом спортивно-оздоровительных действий китайского народа.
Цигун регулирует субъективную внутреннюю активность организма, проходимость каналов и коллатералей, гармонизирует ци и кровь, укрепляет тело. Он может также корректировать функции коры головного мозга, усиливать иммунитет, устранять неравновесные состояния между организмом и внешней средой и способствовать адаптации организма к среде. Поэтому больному и здоровому человеку можно практиковать цигун. Больной сможет устранить недуг, здоровый - укрепить организм и продлить годы жизни. Клинические наблюдения показали, что многие больные, обремененные многочисленными недугами, посредством тренировок цигуна добились выздоровления. Что касается здоровых, практикующих цигун, то из их числа слабые превратились в сильных, а сильные еще больше окрепли.
Если состояние здоровья и силы организма в хорошем состоянии, то при занятиях статическим цигуном лучше применять средние и низкие стойки, но еще лучше использовать динамический цигун либо сочетание статических и динамических форм.


204. ЕСЛИ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ НЕ УДАЕТСЯ СКОНЦЕНТРИРОВАТЬСЯ, МОЖЕТ ЛИ ЭТО ПОВЛИЯТЬ НА ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
В ходе занятий цигуном, особенно цигуном "взращивания внутреннего", иногда получается так, что чем больше думают о "вхождении в покой", о концентрации на даньтяне и о сдерживании мыслей, тем легче мысли разбегаются в разные стороны. Это явление часто наблюдается среди начинающих. Например, концентрация на даньтяне иногда получается, а иногда - нет. Человека могут также постоянно захватывать посторонние мысли, непосредственно воздействуя на эффективность занятий. Однако после завершения определенного периода тренировок (2-3 цикла) подобные проявления могут естественным образом сокращаться вплоть до полного исчезновения.


205. СКОЛЬКО МЕТОДИК ЦИГУНА МОЖНО ПРАКТИКОВАТЬ ОДНОВРЕМЕННО
Как правило, для хронических больных, занимающихся цигуном с целью укрепления здоровья, выбирают всего лишь один-два вида цигуна, которые соответствуют общему состоянию организма. Настойчиво придерживаясь их выполнения, можно достичь успеха.
Если человек занимается цигуном недолго и его искусство еще не достигло уровня мастера, то одновременное выполнение многих методик может вызвать побочные явления. Особенно легко возникает "хаос ци" (ци луань).
Если же человек занимается довольно долго и уже достиг определенного мастерства, то он может одновременно практиковать несколько методик цигуна, однако лучше всего, чтобы их количество не было чрезмерным. К тому же, необходимо обратить особое внимание на рациональную организацию времени занятий. Например, на рассвете выполнить цигун "Великого Предела", после обеда и вечером практиковать различные стойки и цигун расслабления и т.д. Некоторые люди нa протяжении долгого времени уже практикуют многие методики цигуна одновременно, при этом у них не возникает никаких неприятных ощущений. Им следует продолжать занятия в соответствии с первоначальным способом. Однако мы хотели бы подчеркнуть, что при изучении цигуна не следует стремиться к овладению множеством методик, лучше освоить их немного, но до самых тонкостей.


206. ОБЯЗАТЕЛЬНО ЛИ, ПРАКТИКУЯ "18 ФОРМ ЦИГУНА ВЕЛИКОГО ПРЕДЕЛА" (ТАЙЦЗИЦИГУНА), ВЫПОЛНЯТЬ ВЕСЬ КОМПЛЕКС ПОЛНОСТЬЮ
Вообще говоря, при практике "18 форм тайцзицигуна", как правило, выполняют весь комплекс полностью, что наиболее полезно для укрепления здоровья, поскольку способствует всесторонней тренировке всех частей тела. Однако некоторые пациенты с ослабленным здоровьем и довольно тяжелыми недугами не могут выполнять весь комплекс за один прием. Они должны сами выбрать для выполнения несколько разделов комплекса, сообразуясь с состоянием здоровья и течением болезни.
Например, страдающие сердечными заболеваниями и эмфиземой легких могут выбрать для тренировки такие движения, как "раскрывание грудной клетки", "отталкивать волну, помогая прибою", "летящий голубь расправляет крылья"; страдающие от болей в спине и пояснице - движения "вращать тело, глядя на луну", "вращать поясницей, отталкивать ладонями", "ловить рыбу в море, смотреть в небо"; страдающие неврастенией и неврозами могут выбрать движения "держать мяч перед собой на уровне плеча", "полет гуся", "раскачивать радугу". В целом, если нельзя полностью выполнить все 18 форм тайцзицигуна за один прием, то следует в соответствии с индивидуальными особенностями болезни выбрать несколько элементов и повторять их, за счет чего можно также достичь определенного эффекта.


207. МОЖНО ЛИ СОЧЕТАТЬ ТРЕНИРОВКИ ЦИГУНА С ЗАНЯТИЯМИ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СПОРТА
Некоторые люди считают, что, занимаясь цигуном, нельзя участвовать в других спортивных занятиях. Эта точка зрения неверна. Поскольку цигун родился в процессе долгого периода борьбы нашего народа против болезней, то он является национальной формой оздоровительной физкультуры. Поэтому занимающиеся цигуном могут одновременно практиковать и другие виды спорта, но определять их следует в соответствии с особенностями организма, его силой или слабостью, объективными условиями. Можно избрать ходьбу, игру в настольный теннис или бадминтон, упражнения тайцзицюань или тайцзицянь (тайцзи с мечом), альпинизм, плавание. Уровень нагрузки устанавливает врач или сам пациент.
Лучше всего, чтобы время занятий цигуном и спортом не совпадало. Например, рано утром можно пробежаться и заняться тайцзицюанем, а вечером сделать цигун; либо в первой половине дня сделать цигун, а после обеда заняться другими видами спорта. Такого рода тренировки не только не противоречат друг другу, но и взаимно дополняют друг друга, что еще больше усиливает их эффект.


208. МОЖНО ЛИ СОЧЕТАТЬ ЦИГУН С ТАЙЦЗИЦЮАНЕМ
И цигун, и тайцзицюань являются методами тренинга тела, способствующими оздоровлению. Поэтому тот, кто занимается цигуном, может также практиковать тайцзицюань. Но поскольку у этих двух методов способы тренировок, дыхания, положения тела и медитации неодинаковы, маршруты и направления потоков ци и крови также имеют различия, то поэтому не следует выполнять цигун и тайцзицюань в один и тот же отрезок времени. Например, утром делать тайцзицюань, а вечером - цигун, либо в первую половину дня заниматься цигуном, а во вторую - тайцзицюанем. Тогда они не только не вступают в противоречие, но и, напротив, помогают выполнению функций друг друга. Если у пациента довольно сильные болезненные ощущения и заметный упадок сил, так что он не может встать, то ему лучше всего сначала заниматься цигуном в положении лежа или сидя. Дождавшись, когда сил прибавится, организм укрепится, самочувствие улучшится, пациент снова сможет сочетать занятия цигуном с тайцзицюанем.
Те, кто занимается цигуном с самопроизвольными движениями, могут и не организовывать специальное время для тренировок по тайцзицюаню, поскольку в процесс самодвижений очень часто включаются самопроизвольные элементы тайцзицюаня.


209. НУЖНО ЛИ СОВЕТОВАТЬСЯ С ВРАЧОМ-СПЕЦИАЛИСТОМ, ЗАНИМАЯСЬ ЦИГУНОМ
Цигуном лучше всего заниматься под руководством врача-специалиста по цигуну. Он может посоветовать, как правильно принять нужную позицию, применять тот или иной прием, поможет избежать ошибок при выполнении упражнений. Без рекомендаций врача подобные ошибки даже при длительном выполнении упражнений могут значительно снизить их эффективность или привести к возникновению осложнений типа "замыкания". Медицинская практика свидетельствует, что в процессе занятий нежелательные побочные явления возникают довольно часто. Наиболее распространены такие из них, как чрезмерная концентрация и непроходимость ци, появление беспорядочных, неконтролируемых движений, головокружение, головная боль, болезненные ощущения в различных местах живота и другие осложнения.
Но пациентам не всегда удается заниматься под наблюдением врача-специалиста. В таких случаях нужно читать специальную литературу, заниматься самообучением *, но при этом строго выполнять все правила и рекомендации, внимательно учитывать все аспекты занятий и особенности выполнения приемов. Если же возникают какие-то отклонения, то надо в соответствии с рекомендациями немедленно исправить допущенные ошибки или посоветоваться с цигунотерапевтом. Можно также обратиться в соответствующее медицинское учреждение, поликлинику и получить письменную консультацию или заниматься самостоятельно с помощью заочного обучения. Конечно, лучше всего периодически советоваться с преподавателем цигуна, получать его рекомендации, это принесет значительную пользу.
_____
Заниматься самообучением. - Для тех, кто не имеет возможности постоянно советоваться со специалистом-цигунотерапевтом, рекомендуем уделить особое внимание самоконтролю. Каждая тренировка должна сопровождаться улучшением самочувствия, а возникающее утомление является сигналом отрицательного воздействия данного комплекса на организм. На первых порах следует вести дневник самочувствия, осуществлять контроль за артериальным давлением, частотой сердечных сокращений и частотой дыхания в процессе тренировок. Устойчивая эффективность тренировок цигуна может проявляться уже на второй-третьей неделе занятий. Такой функциональный контроль за лечением с помощью принятых в западной медицине методов диагностики позволит самостоятельно оценить эффективность лечения, а в случае отрицательного воздействия - вовремя прекратить занятия, избежав побочных явлений.


210. КАК ВЫБИРАТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЦИГУНА
В медицинских учреждениях, учебных заведениях, на промышленных предприятиях, в сети физкультуры и спорта немало специалистов по цигуну. Как выбрать для себя преподавателя? Мы считаем, что здесь нужно учитывать следующие моменты.
Во-первых, нужно, чтобы у него был многолетний опыт работы в этой области, он должен обладать широкими знаниями по своей специальности и владеть несколькими методиками цигуна. Избранный вами преподаватель должен также иметь необходимую медицинскую подготовку, только в этом случае он сможет оказывать помощь в лечении болезней, в клинических наблюдениях. Нужно остерегаться шарлатанов-лекарей, "помощь" которых может нанести существенный вред здоровью.
Во-вторых, нужно учитывать состояние организма и особенности данного хронического заболевания, чтобы избираемые методы занятий соответствовали данной болезни. Например, если больному рекомендованы упражнения статического цигуна, то и преподаватель должен соответственно владеть методикой выполнения цигуна расслабления и покоя или цигуном "взращивания внутреннего" (нэйянгун). Если же для больного могут быть полезны подвижные упражнения, то и преподаватель цигуна должен владеть такими методиками, как тайцзицигун, "игры пяти зверей", упражнения в движении.
Другими словами, преподаватель выбирается в зависимости от того типа упражнений, которыми следует заниматься пациенту. Для лечебных упражнений подбирают специалиста по оздоровительному цигуну. Если же ставится задача укрепить здоровье, заняться просто физкультурой, то здесь больше подойдет специалист по ушу и военному искусству Шаолиня. Все должно определяться конкретной решаемой задачей.


211. МОЖНО ЛИ ПОСТОЯННО МЕНЯТЬ СПОСОБЫ ЗАНЯТИЙ
Постоянная смена способов занятий цигуном вредна. Это все равно что при овладении иероглификой освоить азы одного почерка, бросить его и заняться другим - так никакому почерку не обучишься. Направлений в цигуне много, у каждого своя теория и методы занятий, есть свои положительные стороны, и у всех у них одна общая задача - укрепление здоровья. Иногда пациенты стремятся овладеть сразу этим сложным искусством. Китайцы в таких случаях приводят выражение: "Увидел учителя и сам сразу же стал Лу Банем" (Лу Бань - знаменитый плотник, почти историческая личность).
Пытаясь достичь сразу всего и овладеть многими способами одновременно, такие пациенты лишь теряют попусту время и если при этом рядом не окажется мудрого советчика, то могут даже нанести ущерб здоровью. Поэтому заниматься цигуном следует настойчиво, последовательно, отрабатывая тщательно один или два подходящих приема или способа. Нужно верить в успех, заниматься упорно и настойчиво, только в этом случае возможно достижение заметных результатов. Если же в силу обстоятельств нужно изменить способ занятий, это нельзя делать непродуманно, стихийно. Надо посоветоваться с врачом и под его руководством внести соответствующие изменения в методику выполнения упражнений, что позволит избежать осложнений и добиться хорошего результата.


212. КАК БЫТЬ, ЕСЛИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЕЖА ТЯНЕТ В СОН
При выполнении упражнений в положении лежа некоторые люди легко засыпают, поскольку они закрывают глаза, этому способствует и положение, и спокойная окружающая обстановка. Это особенно характерно для людей со слабым здоровьем и сильно выраженной заторможенностью нервной системы. Засыпание во время выполнения упражнений снижает их эффективность, отрицательно сказывается на образовании внутреннего ци (нэйци). Такое положение надо исправлять.
Для того чтобы предотвратить засыпание, следует не полностью закрывать глаза, а оставлять их полузакрытыми, чтобы через щелочку проникал свет, т.е. воспринимались внешние сигналы-раздражители, которые не дают уснуть. После непродолжительных тренировок большинство людей овладевают данным способом борьбы со сном. Если же в течение длительного времени это не удается, то нужно попробовать изменить позицию, например, вместо позиции лежа принимать положение сидя. Для людей со слабой нервной системой или повышенным давлением сон во время занятий оказывает полезное терапевтическое действие, он должен возникать естественно.


213. МОЖНО ЛИ ПЕРЕВОРАЧИВАТЬСЯ С БОКУ НА БОК ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ НА БОКУ
Людям с болезнями желудочно-кишечного тракта при выполнении упражнений лежа следует чаще принимать положение на правом боку; тем, у кого болит печень, предпочтительнее положение на левом боку. Можно ли переворачиваться с боку на бок при выполнении упражнений? Мы считаем, что можно, так как во время занятий, независимо от занимаемой позиции, при длительном выполнении упражнения будет положительный эффект. Однако длительные занятия могут сопровождаться усталостью. Причиной этого может также стать длительное напряжение в мышцах, что зачастую связано с условиями выполнения упражнения.
В таких условиях смена позиции или переворачивание на другой бок вполне допустимы. Перед началом занятий цигуном нужно овладеть основными упражнениями, обращая внимание на то, чтобы все тело было расслаблено и сохранялось естественное удобное положение. Начинающим нужно сокращать продолжительность занятий; не следует слепо гнаться за количеством или длительностью упражнений. Вместе с тем не следует увлекаться и бессчетное число раз менять положение, ворочаться. Это мешает достижению покоя и может отрицательно сказаться на результатах занятий.


214. КАК ЛУЧШЕ ДЫШАТЬ ВО ВРЕМЯ УПРАЖНЕНИЙ - ЧЕРЕЗ НОС ИЛИ ЧЕРЕЗ РОТ
Во время занятий цигуном можно дышать самыми различными способами. Мы считаем, что лучшими способами являются дыхание через нос или вдох носом, а выдох через рот. Во время вдоха через нос воздух очищается, согревается, увлажняется. Этот способ привычен и способствует упорядочению дыхания. Поэтому как с точки зрения физиологии, так и с точки зрения эффективности занятий цигуном наиболее подходящим является носовое дыхание. При глубоком и долгом дыхании во время занятий также можно вдыхать через нос, а выдыхать через рот, но вдох через рот, а выдох через нос - не совсем подходящий способ, при этом нарушаются основы физиологии и гигиены.
Во время занятий в случае болезни носа можно временно дышать ртом, но только для того, чтобы способствовать скорейшему излечению носа, чтобы сохранить нормальное и здоровое дыхание.


215. МОЖНО ЛИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ЗАТЫКАТЬ УШИ, ЕСЛИ ИЗ-ЗА ШУМНОЙ ОБСТАНОВКИ НЕ УДАЕТСЯ "ВОЙТИ В ПОКОЙ"
При выполнении упражнений цигуна "взращивание внутреннего" и достижение расслабления очень важно войти в состояние покоя. Спокойное, тихое окружение хотя и играет в этом определенную роль, но не является решающим.
Обычно для занятий нетрудно найти довольно тихое место, уйти от городского шума. Кроме устранения шумного окружения, как главного и наиболее часто встречающегося раздражителя, в состояние покоя можно войти с помощью сознательных, волевых усилий. По мере занятий формируются особые навыки, рефлексы и поэтому даже в условиях шума можно быстро достичь состояния покоя. В этом случае результат в основном зависит от степени овладения цигуном. Что же касается затыкания ушей ватой, то пробки хотя и уменьшают шум, но не являются определяющим условием. Это все равно что больному бессонницей давать снотворное. Лучший способ покоя - сознательные волевые усилия.
Если же, несмотря на длительные занятия, состояние покоя достичь не удается, следует применить приемы статической концентрации, расслабления, безмолвного размышления, направленные на достижение покоя. Если и с их помощью не удается достичь цели, то нужно сочетать упражнения в движении и упражнения в состоянии покоя, применить методику положительного воздействия на психику.


216. КАКОВЫ ПРИЧИНЫ УСИЛЕННОГО ВЫДЕЛЕНИЯ СЛЮНЫ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЦИГУНОМ. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ
При выполнении упражнений, особенно "цигуна взращивания внутреннего", благодаря тому, что кончик языка то поднимается, то опускается, спинка языка движется по верхнему нёбу и происходит раздражение желез внутренней секреции, увеличивается выделение слюны. Усиливается также и работа пищеварительных органов, особенно желудочно-кишечного тракта, что, в свою очередь, также ведет к увеличению слюноотделения. Гораздо важнее то, что во время выполнения упражнений происходит значительное возбуждение парасимпатической нервной системы.
Увеличение слюноотделения, с одной стороны, способствует пищеварению, увеличивает аппетит. С другой стороны, используя ощущения, возникающие при глотании слюны, можно увеличить раздражение в области даньтяня. Поэтому во время занятий не следует сплевывать слюну, полезнее ее проглотить.


217. СЛЕДУЕТ ЛИ РЕГУЛИРОВАТЬ ТЕМП И ГЛУБИНУ ЕСТЕСТВЕННОГО ДЫХАНИЯ
При естественном дыхании его глубина и темп могут быть различны и не следует регулировать их искусственно, иначе дыхание не будет естественным. Естественное дыхание - это дыхание покоя, оно должно быть протяжным, легким, медленным, спокойным, равномерным. В течение короткого времени добиться такого дыхания нельзя. Поэтому не следует стремиться к немедленным результатам и стараться применить для этого какие-то волевые усилия, управлять дыханием. Такие попытки могут привести к дискомфорту, одышке. Естественное дыхание должно происходить на естественной основе, при этом можно допускать лишь незначительные усилия, чтобы достичь пяти вышеназванных характеристик естественного дыхания, добиваясь его легкости на границе забытья и реальности.


218. НУЖНО ЛИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ПРИЖИМАТЬ ЯЗЫК К ВЕРХНЕМУ НЁБУ ИЛИ ДВИГАТЬ ВВЕРХ-ВНИЗ
Иногда считают, что при выполнении упражнений на развитие физической силы язык следует прижимать к нёбу, чтобы усилить циркуляцию ци между каналами жэнь и ду. В обычных условиях при выполнении упражнений на "взращивание внутреннего" язык непроизвольно совершает движения вверх-вниз, что позволяет сосредоточить сознание на этом движении. Кроме того, это поднимает настроение, улучшает пищеварение, создает благоприятные условия для рефлекторных действий. Но мы считаем, что начинающим не следует акцентировать внимание на прижимании языка к нёбу или движении его вверх-вниз. Выполняя эти действия неквалифицированно, легко прийти в возбужденное, напряженное состояние, что мешает достижению покоя. С другой стороны, некоторые пациенты "намертво" прижимают язык к нёбу, что также ведет к нежелательному явлению - отвердеванию кончика языка.


219. ПОЧЕМУ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ В ПОЗИЦИИ СТОЯ С ДАВЛЕНИЕМ КНИЗУ ТРЕБУЕТСЯ ПРИЖИМАТЬ ЯЗЫК К НЁБУ
При выполнении некоторых упражнений, особенно "взращивания внутреннего", обычно вначале следует пройти по малому, а затем по большому небесному кругу. Известно, что если прижимать язык к верхнему нёбу, то можно соединить каналы жэнь и ду, что способствует циркуляции ци по малому небесному кругу (сяочжоутянь). Поэтому язык следует прижимать к верхнему нёбу и двигать им вверх-вниз. Активизируя иннервацию органов пищеварения, это движение усиливает их функцию. А стойка с давлением книзу является одним из способов непосредственного прохождения по большому небесному кругу. Однако для этого нужно выбрать правильную позицию, способ концентрации и дыхания. После определенного цикла тренировок можно обучиться непосредственному воздействию на большой круг. Поэтому, выполняя упражнения в стойке, необязательно проходить вначале освоение малого небесного круга и делать движение языком вверх-вниз.


220. ПОЧЕМУ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ В ДВИЖЕНИИ (ДИНАМИЧЕСКИЙ ЦИГУН; ДУНГУН) ПРИЯТНЫ ПРИЕМЫ ТИПА "ПОДНЯТЬ-ОПУСТИТЬ" И "РАСКРЫТЬ-ЗАКРЫТЬ"
При выполнении упражнений в движении целесообразно отрабатывать упражнения "поднять-опустить". Для этого положить ладони обеих рук на нижнюю часть живота, пальцы обеих рук направить навстречу друг другу, ладони повернуть вверх, поднять руки снизу вверх, одновременно сделать вдох. Это называется "поднять ци", цель упражнения - поднять чистое ци (цинци). Затем поднять обе ладони до уровня носа, перевернуть ладони открытой стороной вниз, опустить руки в нижнее положение. Это называется "опустить ци" (цзянци), цель упражнения - опустить грязное ци (чжоци). При этом следует сконцентрироваться на том, чтобы чжоци направить на три чи в землю.
Упражнения "раскрыть-закрыть" выполняются следующим образом: прижать кисти друг к другу тыльными сторонами, вытянуть руки перед собой, медленно развести их в стороны, расслабить все части тела, одновременно сделать вдох, словно втягивая в себя большое количество настоящего ци (чжэнци) неба и земли, затем перевернуть ладони внутренней стороной друг к другу, медленно вытянуть руки перед собой и сомкнуть их, одновременно сконцентрироваться на вдыхании чжэнци, чтобы набрать его полную грудь и там удержать.
При помощи таких упражнений, поднимающих чистое ци и опускающих грязное ци, помогающих вдыхать чжэнци и удерживать его внутри, создается приятное самочувствие, поднимается настроение. Такой комплекс упражнений объединяется общим наименованием "шэнцзян-кайхэ" (поднять-опустить - раскрыть-закрыть), они включаются во многие комплексы подвижных упражнений.


221. ЕСЛИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ БРЮШНОГО ДЫХАНИЯ НЕКОТОРЫЕ НЕ ОЩУЩАЮТ ДВИЖЕНИЯ БРЮШНОГО ПРЕССА, ЭТО НОРМАЛЬНО ИЛИ НЕТ
Больным с желудочными болезнями часто рекомендуют проводить концентрацию на даньтяне и использовать брюшное дыхание. При этом типе дыхания движение стенок живота выполняется при помощи волевых усилий и ощущение этого движения может быть различным. Иногда оно ощущается довольно явственно, в других случаях око может не ощущаться совсем. Это вполне нормально. Однако иногда пациенты пытаются искусственно изменить правильную исходную позицию, чтобы усилить эти ощущения. С этой целью они наклоняются вперед или откидывают корпус назад. Делать этого не следует, так как независимо от того, ощущается движение стенок живота или нет, оно не связано с выполнением упражнений. Не следует расстраиваться по этому поводу и принимать неправильную позицию ради получения таких ощущений.


222. ЧТО ДАЕТ БЕЗМОЛВНОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ ФРАЗ В ХОДЕ УПРАЖНЕНИЙ. ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПОВТОРЯТЬ БОЛЕЕ ДЕВЯТИ СЛОВ
Во время занятий цигуном часто повторяют мысленно выражение типа "расслабься, успокойся, радость, хорошее настроение, всему телу приятно, тело здорово" или "мы все вместе занимаемся цигуном", "моя семья спокойна и счастлива". Эти слова играют свою положительную роль. Их значения связаны с положительными явлениями, их звучание вовлекает в состояние покоя и играет стимулирующую роль в оздоровлении организма, создает хорошее настроение.
Мысленное проговаривание этих слов позволяет устранить беспокойство, тревогу, свести все мысли к одной, уменьшить сонливость. Кроме того, этот прием позволяет в ритме произносимых слов выровнять дыхание.
Как показывают опыт древних и современные клинические наблюдения, количество употребляемых в ходе упражнения слов не должно превышать девяти. В противном случае продолжительность выполнения приема увеличивается, возможно появление головной боли, "разбухания головы", учащенного сердцебиения, теснения в груди, одышки, депрессии и других побочных явлений.


223. ЧТО ВАЖНЕЕ В УПРАЖНЕНИЯХ ЦИГУНА "ВЗРАЩИВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО" - ГАРМОНИЯ ДЫХАНИЯ ИЛИ ДОСТИЖЕНИЕ ПОКОЯ
При выполнении упражнений "взращивания внутреннего" и то, и другое одинаково важно. Пациенты, применяющие данную методику, должны и к тому, и к другому относиться одинаково внимательно. Дыхание и покой нельзя противопоставлять или разделять, они тесно взаимосвязаны.
"Вхождение в покой" может привести дыхание к естественному природному ритму. Когда упорядочено дыхание, мысли успокаиваются, легче достичь покоя. Древние говорили: "Если дыхание не упорядочено, ци остается мутным; если не постичь источника его гармонии - все равно, как не привязать обезьяну и лошадь". Это значит, что если при выполнении упражнений не привести в порядок дыхание, то сердце мечется, как обезьяна, воля скачет, как лошадь. Без привязи они могут стать неуправляемыми; происходит сумятица в мыслях; занятия цигуном не приносят пользы. Следовательно, упорядочение дыхания, достижение покоя в мыслях являются важнейшими звеньями выполнения упражнений цигуна "взращивания внутреннего" и имеют равную ценность.


224. ЧТО ЗНАЧИТ "ВИДЕТЬ ЦЕЛЬ НА КОНЧИКЕ НОСА". КАКОЙ В ЭТОМ СМЫСЛ
"Видеть цель на кончике носа" означает обоими глазами смотреть на кончик носа. Цель приема - сосредоточить зрение на чем-то одном, облегчить концентрацию мыслей, привести сознание в состояние покоя и вместе с тем не допустить засыпания во время занятий. Если во время занятий часто возникают различные осложнения, тянет в сон, то следует применить вышеназванный прием - смотреть на кончик носа. Однако не следует прилагать значительные усилия. Надо достигнуть состояния "вижу - не вижу", словно перед глазами находится какая-то светлая пелена.
Смотреть на кончик носа - лишь один из приемов, который применяется в ходе упражнений. Он вовсе не обязательно должен подходить для каждого человека. Если он применяется правильно, то приносит значительный эффект. При неверном его использовании возможно возникновение головной боли, головокружения, боли в глазах. Для тех, кому этот прием кажется неудобным, можно рекомендовать другие методики: слегка прикрыть глаза, концентрироваться на даньтяне или на положительных образах. Таким образом, можно исключить этот довольно сложный прием и избежать побочных явлений.


225. ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ВНУТРЕННИМ ЗРЕНИЕМ. В ЧЕМ ЕГО СМЫСЛ
Внутреннее зрение (нэйши) называется также "восприятием внутреннего отражения" (фаньгуань нэйчжао). Чтобы достичь этого, нужно во время занятий закрыть или почти закрыть глаза и внутренним зрением, мысленно представить определенную часть своего тела, либо какой-то канал и точку. Благодаря упражнениям во внутреннем зрении через некоторое время постепенно появляется способность "воспринимать отраженное", которое копирует буддийское созерцание циркуляции внутреннего ци по жизненно важным каналам. Как писал Ли Шичжэнь в "Исследовании восьми чудесных каналов" ("Цицзин бамай као"), "внутреннее видение каналов доступно только способным воспринимать отраженное (спокойно сидящим)". Внутренне зрение помогает собраться с мыслями, достичь покоя, является определенным стимулом для организма, позволяет вызвать в нем положительные изменения, вырабатывать и распространять внутреннее ци.


226. ЧТО ТАКОЕ "УПРАЖНЕНИЯ ПРИРОДЫ" (СИНГУН) И "УПРАЖНЕНИЯ ЖИЗНИ" (МИНГУН)
В зависимости от характера и содержания в цигуне различаются статические, динамические и комбинированные упражнения. Поскольку статические упражнения также различаются по своему назначению и содержанию, они подразделяются на сингун и мингун.
В "упражнениях природы" акцент делается на совершенствовании и (воли), т.е. главное внимание уделяется сознанию, деятельности мозга и психики, методикам концентрации и вхождения в покой.
"Упражнения жизни" направлены прежде всего на тренировку ци, его взращивание, накопление и движение, на усиление тонкого ци, истинного ци и циркуляцию внутреннего ци.
Несмотря на различия в способах выполнения и в предназначении , сингун и мингун тесно связаны между собой. Во время занятий нужно упражнять ци, а также и, т.е. с помощью и нужно направлять ци. Благодаря их взаимосвязи и взаимодействию можно упражнять цзин, ци и шэнь в целях профилактики и лечения заболевании и укрепления здоровья.


227. ЧТО ЗНАЧИТ "ШЕСТЬ ЧУДЕСНЫХ ДАРОВАНИЙ" (ЛЮ ШЭНЬ ТУН)
Выражением "лю шэнь тун" пользовались еще древние. Они считают, что после практики цигуна улучшается зрение, слух, становится легкой походка. Пройдя через суетность мыслей, можно достичь пределов небытия и приобрести способности к предзнанию и предчувствию. Все это и называлось "шесть чудесных дарований". Наиболее раннее упоминание "лю шэнь тун" в письменных источниках - в буддийском произведении "Цзюйшэ лунь" ("Учение Абид-хармакоша"), где они перечислены в следующем порядке:
- небесное зрение (тяньяньтун) - способность различать мельчайшие предметы, недоступные зрению обычного человека, например, проникать взором внутрь человеческого тела и различных предметов;
- небесный слух (тяньэртун) - способность слышать звуки, недоступные из-за большого расстояния и слабого звучания слуху обычного человека;
- чудесная стопа (шэньцзутун) - все конечности становятся легкими, подвижными; шаг становится быстрым;
- проникновение в чужое сердце (тасиньтун) - чудесное чувство, которого нет у обычных людей; больше предзнаний и предчувствий, чем у других;
- постижение судьбы (суминтун) - способность познавать прошлое и предсказывать будущее;
- проникновение за пределы (лоуцзиньтун) - после высокой степени "вхождения в покой" можно достичь безмятежной пустоты, вплоть до предела самозабвения, когда не проникают цзин, ци и шэнь.
Ученик Лао-цзы Юань Цанцзы*, как пишется в "Лецзы", в главе "Конфуций" ("Чжун-ни"), во время занятий достигал способности видеть без помощи глаз, слышать без помощи ушей - даже слабые звуки былинок за городом. Все это он мог ощущать и чувствовать на расстоянии. Это и есть "шесть чудесных дарований", появляющихся в результате занятий цигуном.
_____
Юань Цанцзы. - Очевидно, имеется в виду Кан Цанцзы, один из учеников Лао-цзы, который, по сообщению "Ле-цзы", был "способен видеть и слышать без глаз и ушей". Примечательно, как сам Кан Цанцзы объяснял такое свое качество: "мое тело едино с моей мыслью, мысль едина с эфиром [ци], эфир един с жизненной энергией, жизненная энергия едина с небытием. Меня раздражает даже мельчайшее бытие [существо], даже самый тихий отклик. Пусть [они] далеки - за пределами восьми стран света или близки - у [моих] бровей и ресниц, я о них обязательно буду знать. Не знаю, ощущение ли это, [воспринятое] мною через [все] семь отверстий и четыре конечности, или познание, [воспринятое] через сердце, желудок, [все] шесть внутренних органов. Это существенное знание, и только" (см.: Поздеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. - М.: Наука, 1967. - С. 76).


228. ЧТО ТАКОЕ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА (ШЭН У ХУЙ ШОУ). ЕСТЬ ЛИ ЗДЕСЬ ЧТО-ТО ОБЩЕЕ С ЦИГУНОМ
Биологическая передача или биологическая обратная связь - это своего рода прием, помогающий людям контролировать некоторые биологические функции организма, главным образом деятельность органов внутренней секреции. В ее основе лежит принцип отражения сигналов внутренних органов.
Способ состоит в том, чтобы с помощью приборов обратной связи преобразовать мельчайшие изменения физиологических функций в форму слышимого или видимого сигнала. Этот сигнал дает наблюдателю информацию о состоянии организма. Результаты контроля и регулирования функций непрерывно передаются реципиенту; у последнего появляется ощущение того, что "в сердце есть мера", он своевременно овладевает ситуацией и лучше выполняет необходимую регулировку в соответствии с обстановкой.
Упражнения цигуна по механизму воздействия не одинаковы с биологической обратной связью. Для цигуна необходимо, чтобы мозг находился в состоянии покоя. В ходе выполнения упражнений возникает ситуация активного торможения и релаксации центральной нервной системы. При биологической обратной связи, напротив, реципиент должен очень внимательно сосредоточиться на последовательном усилении обратных сигналов, поэтому обычно вышеуказанные изменения - торможение и релаксация - не возникают.
Чтобы усилить действие цигуна, используя присущие организму факторы обратной биосвязи, можно сознательно направлять активное регулирование физиологических функций различных систем, за счет чего контролировать необходимую продолжительность выполнения упражнения и их интенсивность, сохранять организм в состоянии равновесия и умеренности. Это дает значительный оздоровительный эффект.


229. КАКИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ГИПНОЗОМ И ЦИГУНОМ
Цигун не имеет ничего общего с гипнозом. Он является одним из видов китайского медицинского наследия, которое насчитывает несколько тысяч лет. Цигун дает возможность для каждого занимающегося достичь лечебно-профилактического эффекта. Что же касается гипноза, то это метод, применяемый западными специалистами, в котором с помощью различных слов, звуковых сигналов достигается то или иное терапевтическое воздействие.
Ци в цигуне имеет материальную основу. Китайская медицина утверждает, что ци составляет основную субстанцию жизненной силы человеческого организма. Научные исследования при помощи приборов подтверждают, что внешнее ци является особой разновидностью регулируемых инфракрасных электромагнитных волн низкой частоты, магнитного излучения и статического электричества. Гипноз же опирается на произносимые гипнотизером слова или звуковые сигналы, которые вызывают раздражение второй сигнальной системы, порождая соответствующие реакции.
Лечебное воздействие цигуна основано на активизации внутренних сил организма и носит активный характер. Гипноз же основан на воздействии другого человека и для пациента является пассивной процедурой.


230. ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЖЕСТКИМ ЦИГУНОМ (ИНЦИГУН) И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ЦИГУНОМ (БАОЦЗЯНЬ ЦИГУН)
Эти два вида цигуна имеют много общего, но есть между ними и различия. Общее у них то, что оба метода с помощью различных упражнений укрепляют силы организма. Различия состоят в применяемых видах упражнений и в тех целях, на которые они рассчитаны.
Жесткий цигун называется также ушу-цигун (цигун боевого искусства)*. В нем при помощи хлопков, ударов и соответствующих приемов ци направляется в определенные части тела, вызывая в мышцах или костях тех или иных органов нехарактерную для обычных людей способность переносить болевые ощущения. Отсюда и появляются легендарные рассказы о людях, не боящихся ножа, копья, иглы, давления, прижигания и ошпаривания. Они проявляют невероятные способности переносить боль и демонстрируют их на сцене или применяют в целях самозащиты.
Оздоровительный цигун, как следует из его названия, имеет целью с помощью различных упражнений добиться оздоровления организма, способствовать долголетию. Несмотря на то что в оздоровительном цигуне применяются статические упражнения, динамические и комбинированные упражнения, движения при этом выполняются плавно, мягко, и требуют сохранения покоя. Их цель - через тренинг цзин, ци и шэнь добиться оздоровления.
_____
Жесткий цигун. (Цигун боевого искусства). - Огромные возможности цигуна как одной из эффективнейших форм психофизического тренинга были замечены достаточно давно. Именно обязательные и осмысленные включения методики цигуна в комплекс боевой подготовки отличает восточно-азиатские "боевые искусства" от аналогичных западных. В то же время некоторые из видов так называемого жесткого цигуна имеют и самостоятельное применение в качестве средства защиты и нападения. (См.: Ань Цзайфэн. Боевые приемы защиты в "жестком цигуне" // ЦиС. - 1992. - № 2-3.


231. В КАКИХ ВНЕШНЕ ЭФФЕКТНЫХ ФОРМАХ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ ЦИГУН
Выступления с демонстрацией упражнений цигуна могут быть очень разнообразными. В 1979 г. известные во всем Китае мастера собрались в Пекине для того, чтобы продемонстрировать свои многочисленные номера. Вот один из них.
Мастер цигуна Хоу Шуин взял две чугунные палки длиной около метра и сечением 4 см2, постучал ими друг о друга, они зазвенели. Затем он их остановил, направил ци в руку и ребром ладони ударил по палке, чугунная палка разломилась надвое. После этого, направив ци в лоб, он ударил по палке головой, металлическая палка вновь со звоном разломилась, но ни на руке, ни на лбу Хоу Шуина не оказалось никаких следов травм.
Затем Хоу Шуин показал еще один номер - давление на тело тяжестью. Сконцентрировав ци, он лег на спину; двадцать парней взяли две бетонные плиты общим весом примерно в 3 т и положили на него. Жена его, Ван Шуин, как ни в чем ни бывало вспрыгнула наверх и крикнула: "Поднимай!". Хоу Шуин вновь собрал ци, и бетонные плиты на нем дважды поднялись вверх и опустились, Ван Шуин спрыгнула, помощники унесли плиты, а Хоу Шуин с невозмутимым лицом встал на ноги.
52-летний Чжу Бяо из провинции Гуандун демонстрировал номер, который называется "ладонью и пальцами разбивать камни". Положив на землю плоский булыжник толщиной 3 см и шириной 8 см, он сосредоточил ци в ладони и затем ребром ладони с криком "Па!" нанес резкий удар. Камень развалился надвое. Затем он вновь сосредоточил ци в указательных пальцах и с громким криком нанес удар по второму камню, камень развалился.
Чжао Цзишу из провинции Хунань демонстрировал номер "вращения на вилах". Сконцентрировав ци, он ложился грудью прямо на острые концы вил, все тело буквально повисло в воздухе, опираясь на них, и в этом положении он сделал полный оборот. В этот момент давление острых металлических концов вил на поверхность его тела достигало 3 т/см2.
Лю Цзиньжун из г. Уси взял большой нож длиной в 2 чи и шириной около 4 цуней, сосредоточил ци, крепко ухватил за рукоятку ножа, приставил его острием к своей груди и попросил очень сильного человека тяжелой деревянной палкой весом около 5 кг бить по ножу. Богатырь уже устал от усердия, а нож даже на миллиметр не проник в кожу мастера. Положив нож, Лю Цзиньжун взял стальной прут толщиной 4 мм, шириной 5 см и длиной 70 см, нанес три резких удара по своим ребрам, прут согнулся. Направив ци в область лба, он с громким криком нанес удар выгнутым прутом по голове, прут приобрел прежнюю форму.
Два мастера цигуна из провинции Гуанси Дэн Пэйчжи и Чжу Чжунфу демонстрировали номер "упор копьем в горло". Вначале они кулаками, обломками кирпича и трехзвенным цепом колотили друг друга по животу, груди, по бокам, куда направляли ци, и потому совершенно не ощущали при этом никакой боли. Затем сосредоточили ци в горле, встали лицом друг к другу, взяли в руки древко из каламуса*, на которое с обеих концов были насажены острия копий, и приставили их каждый к своему горлу, затем начали нажимать. Древко согнулось дугой. По подсчетам, в этот момент давление острия копья на горло составляло около 500 кг/см2, но на коже у них не было видно никаких повреждений.
В 1981 г. два мастера цигуна из Шанхая Шэнь Дафа и Ли Лицюнь в Гуанчжоу демонстрировали для первой международной тренерской группы "Китайский цигун" и гостей из США, Японии и Перу номера "лежать животом на стальном трезубце", "тащить зубами автомобиль", "верхушка гортани - стальные мышцы", "ходить подошвами по стеклу", "брать рукой раскаленную докрасна железную цепь". Эти потрясающие номера* привели людей в величайшее изумление.
Почему мышцы и кости человеческого тела становятся прочнее камня и стали? Мастера цигуна на это отвечали: потому, что они перемещали ци.
_____
Древко из каламуса. - Название дерева, из которого было сделано древко - Calamus tetradactylus Hance (см.: БКРС. - Т. 2. - С. 601).
Потрясающие номера. - Описание некоторых номеров труппы жесткого цигуна см. в статье: Минь Кэ. Талант юной Хэ Цзяоцзяо // ЦиС. - 1991. - № 1.
Нам также довелось участвовать в организации выступлений в г. Новосибирске группы жесткого цигуна под руководством мастера Кана (г. Шэньян, провинция Ляонин). Некоторые их номера (например, танцы на битом стекле) воспринимались как хорошие цирковые трюки. Демонстрировались также способности разбивать руками и головой многочисленные кирпичи и бутылки, лежать на мечах, держать удары железной полосой по ребрам и давление острием копья в горло (т.е. "верхушка гортани - стальные мышцы"). Однако наибольшее внимание в программе вызывал номер, который никаким физическим тренингом не объяснишь. На стол клали четыре куриных яйца, затем одна из девушек осторожно становилась на эти яйца (по два под каждую ногу), на голову ей водружали довольно увесистый обломок плиты, по которому в заключение наносился мощный удар железным молотом. Плита раскалывалась, но и девушка, и, что самое удивительное, яйца оставались невредимыми. Для демонстрации подлинности их тут же разбивали, поэтому к каждому выступлению мы покупали новые яйца в обычном магазине. Также и обломки плиты, кирпичи и кувалда были приобретены на одной из стройплощадок. Поэтому простейшее объяснение - специальные снаряды, помноженные на ловкость рук, - исключалось, тем более, что известны аналогичные по сути номера, которые проделывали актеры в других труппах: стояние на пустых спичечных коробках или на натянутом над землей листе бумаги. Сами же китайцы все трюки объяснили одинаково: цигун как тренировка и концентрация "внутреннего ци" в определенных частях тела.


232. КАК ПРИМЕНЯТЬ ЦИГУН БОЛЬНЫМ С ВЫСОКИМ ИЛИ НИЗКИМ ДАВЛЕНИЕМ
Как у одних, так и у других цель одна - восстановить здоровье, но применяемые при этом методы должны быть различными:
- используются различные точки концентрации. У людей с высоким давлением они должны находиться преимущественно в нижней части тела, например в области даньтяня, AT юн-цюань. Люди с пониженным давлением должны концентрироваться на верхней части тела, например на точках тань-чжун или бай-хуй;
- направление движения ци должно быть различно. При высоком давлении поток ци следует направлять сверху вниз, от головы к ногам. При низком давлении - снизу вверх, от ног к верхней части тела;
- положение рук при получении ци также должно быть различным. При низком давлении, завершая упражнения, нужно держать ладони вверх, медленно поднимать их к груди, держать перед грудью, затем перевернуть ладони и, опуская их с усилием вниз, выдохнуть. При высоком давлении, завершая упражнение, ладони переворачивать не следует; держа руки тыльной частью вверх, а ладонями вниз, поднять руки на уровень груди, сделать вдох, затем, не меняя положение рук, сделать выдох. При этом ци нелегко подняться вверх и вызвать повышение давления.

http://www.zhongyi.ru/

„Ние сме трима: ти, аз и болестта. Чиято страна вземеш, тя ще победи.“-Авицена


8-Триграми

 

 

Последна промяна ( Петък, 18 Декември 2009 19:01 )