«Тибетские монахи. Золотые рецепты исцеления»-1ч

ЗАГАДОЧНЫЙ ТИБЕТ
С древнейших времен загадочный Тибет притягивал умы ученых, мистиков и романтиков со всего мира. Но из-за труднодоступности и политики тибетских и китайских правителей эта таинственная страна несколько столетий была практически закрыта для посещения иностранцев. Только в 1984 году Тибет открыли для желающих окунуться в атмосферу древнейшей культуры и прикоснуться к его тайнам.
Да, Тибет хранит множество своих загадок и тайн. Они бесконечны… И даже самым терпеливым искателям открывается лишь малая доля непознанного. О чем же столько веков молчат посвященные, какие знания охраняют тибетские монахи?
Одно из тайных в прошлом учений – тибетская медицина – всеобъемлющая древнейшая система врачевания.
Согласно легенде, ее истоки лежат в «золотом веке», когда люди жили вечно, никогда не болели и не питались материальной пищей, а обходились пищей духовной – самадхи. Но вот однажды человек съел вещество, похожее на мед, и у него случилось несварение. На его жалобы Брахма (один из трех высших богов) посоветовал выпить кипяченой воды. Человек выпил ее и исцелился. С тех пор первой болезнью считается несварение, первым целителем – Брахма, а первым лекарством – кипяченая вода.
Существуют и другие легенды, связанные с возникновением медицины, но, по каждой из них, люди получили знания и навыки целительства от богов и небожителей.
Первые исторические сведения о тибетской медицине относятся к VII веку нашей эры, когда в горах Тибета образовалось самостоятельное государство. В те же времена была изобретена письменность, и на тибетский язык стали переводиться китайские и индийские медицинские и философские сочинения.
Тибетская медицина – это и наука, и искусство, и религия, и философия. Она впитала в себя знания Аюрведы, китайской медицины и буддизма. И все же осталась оригинальной и открывает широкий взгляд на здоровье человека. Она построена на понимании человеческого тела и окружающей среды, на биоэнергетических методах лечения, на целительных техниках, изменяющих сознание больного для физического оздоровления, на гармонизации судьбы и кармы.
По мере необходимости в разные сезоны используют массаж, бальнеотерапию, лечебные мантры и дыхательные упражнения, которые до нашего времени хранились тибетскими монахами и йогами в тайне. Каждый из применяемых методов эффективен и может помочь практически любому больному. При лечении сочетаются непосредственное воздействие на патологический орган и стимуляция защитных сил, нормализующих нервную регуляцию и обмен веществ, что в конечном итоге приводит к победе организма над болезнью. Тибетские лекарства лечат не отдельные болезни, а все взаимосвязанные причины и нарушения.
Сезонное питание и здоровое поведение, огромный арсенал лекарственных средств, сложнейшие рецепты которых создавали сотни поколений монахов-врачей, йога, иглоукалывание, прижигание, массаж кунье, очистительные процедуры – это далеко не полный перечень средств и принципов тибетской медицины. Уникальные методы диагностики и лечения, доступность терапии делают ее наиболее эффективной целительной практикой для решения многих проблем со здоровьем.
На страницах нашей книги мы постарались приоткрыть завесу тайных знаний о здоровье и равновесии организма, которые из глубины веков дошли до нас благодаря тибетским монахам.
ИСТОРИЯ ТИБЕТА
Тибет – район Центральной Азии, расположенный на Тибетском нагорье. Традиционно его территория делилась на провинции У-Цанг, Кхам и Амдо.
В различные периоды истории он был или независимым государством, или территорией в составе Монгольской империи, или вассальной землей Китая.
Когда же появились первые тибетцы? Это, как многое на Тибете, окутано магической тайной. Наиболее известны две легенды. По первой, относящейся к религии Бон, царь Тибета спустился с Небес по серебряной нити. По второй, более близкой буддизму, скальная дьяволица Брангринмо, воплощенная Тара, безответно влюбилась в давшего обет безбрачия царя обезьян Брангринпо, являвшегося воплощением Авалокитешвары (Будды сострадания). Перепробовав все способы обольщения, дьяволица в отчаянии пригрозила Брангринпо, что, если он не полюбит ее, она будет убивать людей из соседних земель и заселит весь Тибет демонами. Сострадательный царь не мог допустить этого и ответил на желание Брангринмо взаимностью. Место, где это произошло, находится в долине Ярлунг, в районе современного Цзетана, и считается священным.
Дети обезьяны – плод их страсти – и были первыми тибетцами. Потомки Брангринпо и Брангринмо научились шить одежду, выращивать хлеб, у них отпали хвосты, и, в конце концов, они превратились в людей.
Но не только красивые легенды рассказывают о Тибете, не менее прекрасна и удивительна реальная история этой удивительной страны.
Фактически вся история Тибета связана с приходом и развитием буддизма. Принесенный из Индии, он адаптировался и развился именно в Тибете. Будучи очень гибким учением, буддизм успешно поглотил в себе религию Бон, главенствовавшую ранее на тибетской земле, но позаимствовал у нее пышные и красочные ритуалы, а также традиции и мистерии.
Пожалуй, наиболее знаменательным в истории Тибета является правление 33-го по счету царя Сронцзенгампо (VII век), который позднее стал считаться воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары (покровители Тибета). Царь приложил много политических усилий, чтобы жить в мире с соседними государствами. В том числе женился на китайской принцессе императорской династии Вэнь-Чен и на Бхрикути, дочери правителя Непала, укрепив тем самым связи с соседями.
Жены привезли с собой и традиции буддизма, и предметы культа. Особенно важным был дар Вэнь-Чен, которая подарила царю большую статую Будды, считающуюся и ныне (она находится в монастыре Джокханг в Лхасе) одной из главных святынь Тибета. Тибетская традиция почитает этих принцесс как воплощения двух ипостасей бодхи-саттвы Тары – зеленой и белой.
Сначала буддизм очень медленно укоренялся в тибетском обществе, оставаясь в целом религией инородной и чуждой тибетцам. Ситуация начала меняться в середине VIII века, когда царь Тисрон-дэцзан пригласил для проповеди одного из крупнейших буддийских ученых и философов того времени – Шантаракшиту, внесшего важный вклад в развитие как мадхьямаки, так и йогачары. Он основал первые буддийские монастыри, прежде всего монастырь Самьелинг, или просто Самье, близ Лхасы, ставшей приблизительно в это время столицей Тибетского государства. Шантаракшита также впервые постриг в монахи несколько тибетцев из знатных кланов.
В первой половине IX века Тибетом правил царь Ралпачан, отличавшийся исключительным благочестием. При нем начинается регулярная работа по переводу санскритских канонических текстов на тибетский язык.
Однако вскоре над буддизмом в Тибете сгустились тучи: в начале 40-х годов IX века царь был убит своими сановниками, и на тибетский престол вступил брат Ралпачана – Лангдарма, который отказался от поддержки буддизма и восстановил все привилегии бонского жречества. Но один из буддийских монахов, Палдордже, «преисполнившись сострадания к царю», убил его и после этого удалился в уединение, посвятив всю свою жизнь изучению махаянских текстов и медитации. Гибель царя-гонителя и сейчас празднуют в регионах распространения тибетского буддизма.
После убийства Лангдармы началась борьба за власть, приведшая в конечном итоге к распаду Тибетского царства на отдельные феодальные владения. Наступили темные десятилетия тибетской истории, растянувшиеся до начала XI века. Но единым Тибет станет только в XVII веке, при Далай-ламе V, Великом Нгаван Лобсан Гьяцо (1617–1682). В этом же веке в Лхасе возвели грандиозный дворец-монастырь Далай-лам – Потала, поражавший воображение современников.
Авторитет Далай-ламы V был настолько велик, что калонг (премьер-министр) тибетского правительства решил скрыть от всех факт его смерти, что позднее привело к серьезным проблемам. Ведь Далай-ламы считались воплощениями бодхисаттвы Авалокитешвары. А в соответствии с махаянским учением, Будды и высшие бодхисаттвы обладают способностью магически порождать так называемые «превращенные» тела. Одним из таких «превращенных тел» Авалокитешвары и считался Далай-лама V.
Как правило, Далай-лама перед смертью сам указывал возможное место своего будущего рождения. Иногда государственный оракул Тибета, входя в транс, вещал от имени вошедшего в него божества. Затем (обычно через два-три года после смерти иерарха) специальная комиссия из высокопоставленных лам отправлялась в предполагаемое место и по особым приметам отбирала кандидатов из числа мальчиков соответствующего возраста. Потом кандидатов везли в Лхасу, где они должны были пройти дополнительные испытания. Например, перед детьми клали разные красивые и блестящие вещи, а среди них одну невзрачную вещь покойного. Если мальчик тянулся к этой вещи, это было важным аргументом в его пользу. Окончательный отбор происходил при помощи жеребьевки.
Но, поскольку смерть Далай-ламы V скрывалась, предписанное время поисков его нового «явления» миновало, Далай-лама VI был определен неправильно. Выбранный первоиерарх оказался весьма одаренным поэтом, но мало подходил для своего сана. После его смерти началась смута, но в конце концов за ним признали статус законного Далай-ламы, и был найден Далай-лама VII как его новое «превращение».
С середины XVIII века Тибет пребывал в мире и покое и представлял собой уникальную страну, добросовестно реализующую некий «буддийский проект», а монахами стала четвертая часть населения страны. Абсолютное большинство тибетцев отличались благочестием, участвовали в диспутах, слушали лекции по классической буддийской философии, писали новые схоластические и медицинские трактаты.
Время шло, и многое изменялось в Тибете.
С 1959 года это не отдельное государство, а автономная территория.
Сейчас этнические тибетцы исповедуют тибетский буддизм и религию бон. С момента вхождения в состав Китая официальным языком на территории Тибета является китайский, однако делопроизводство разрешено вести на тибетском, также в начальной школе обучение зачастую ведется на тибетском, с постепенным переходом (к старшим классам) на китайский язык. Но обучение в школах повсеместно платное, и большая часть населения совершенно неграмотна.
Все монастыри Тибета сейчас контролируются Комитетами коммунистического демократического управления. Члены Комитета – китайцы – живут в монастырях и проводят в жизнь религиозную политику китайского правительства.
Комитеты официально установили критерии приема тибетцев в монастыри. Так, кандидату должно быть не менее 18 лет, он должен «любить свою страну и Коммунистическую партию, иметь разрешение родителей и получить одобрение Комитета демократического управления монастырями и согласие областных или районных властей в Бюро общественной безопасности. Кандидат и его родители должны быть политически благонадежными».
Монахи немногочисленных тибетских монастырей (95 % их были разрушены в середине XX века) ведут замкнутый и довольно размеренный образ жизни. С внешним миром они сообщаются только тогда, кода в обитель приходит очередной караван с продовольствием. Никаких других средств общения у них не существует. Их день начинается с молитвы и ею же заканчивается. Между молитвами монахи выполняют необходимую для существования монастыря работу и предаются медитациям.
Монахи очень молчаливы, что придает им еще больше загадочности. Они считают, что мир суетен и добиться понимания высшего смысла можно лишь терпением. Только пришедшему ради знания, ради совершенствования своей души будут открыты тайны Тибета.
ТИБЕТСКАЯ ЙОГА
Его Святейшество Далай-лама XIV (ныне живущий духовный глава буддистов всего мира) говорит, что буддизм – не религия, а наука о сознании.
Распространяясь по «духовной оси мира – Тибету», буддизм принес в эту страну йогу. Буддийские монахи неустанно развивали все ее аспекты (йоги Махаяны). Многие трактаты Тибетского буддийского канона посвящены йогической практике. Среди них: «Бардо Тхёдол» («Тибетская книга мертвых»), «Биография Йога Миларепы» Речунга, «Драгоценные четки» Двагпо-Лхардже (гуру Гампопа), «Йога Великого Символа», составленная индийским буддистом Сарахой, «Йога шести доктрин», «Йога перенесения сознания» и другие.
В буддизме существуют три основных направления: Тхеравада – «Малый путь» (Южный тибетский буддизм), Махаяна – «Великий путь» (Северный тибетский буддизм) и Ваджраяна – «Алмазный путь» (тибетский буддизм принадлежит к направлению Махаян). Внутри каждого направления есть свои школы и течения, но цель у всех одна – обретение абсолютной свободы – состояния Просветленности, приводящего к Полному Пробуждению, к Полному Насыщению Энергией, к Состоянию Будды и таким путем к совершенному познанию Тройственного Тела – Трикая. Для достижения этой великой цели обычное человеческое сознание и жизненная энергия должны быть трансмутированы с помощью этой практики в трансцендентную Мудрость и Великую Жизненную Силу.
Тибетский буддизм предлагает два способа трансмутации человеческой природы в трансцендентную. Один ставит во главу угла «Умственную практику» (Путь, не имеющий формы, или Махамудра), а другой – «Энергетическую практику» (Путь, имеющий форму, представленный «Шестью видами йоги»).
Учителя тибетской йоги утверждают, что на Пути, имеющем форму, могут подстерегать опасности и что он более труден, чем Махамудра.
Самым известным индийским йогом Тибета является Миларепа – ученик Наропы, поэт и переводчик, оставивший множество трудов и среди них – «Песни Миларепы», стихотворные поучения своим ученикам, в которых он излагает принципы йоги. Многие тибетцы считают, что великий Миларепа достиг Просветления с помощью йогического метода выработки тепла, его житие и его поэтические произведения свидетельствуют о том, что он применял не только йогу Пути, имеющего форму, но, прежде всего, практиковал Махамудру.
Шесть видов йоги учат, как использовать прану, чтобы трансформировать дыхание организма, его циркуляторную систему, его жидкости и секреции. Их наделяют большей йогической силой, чем Махамудра. К ним относятся:
1) йога выработки тепла;
2) йога Ясного Света;
3) йога состояния сна;
4) йога иллюзорного тела;
5) йога состояния Бардо;
6) йога трансформации, или переноса, сознания.
Первые два вида йоги служат основой для других четырех видов йоги, каждый из которых имеет свою определенную цель. Так, йога состояния сна позволяет управлять состояниями жизни и смерти, мирским сансарическим сознанием и достигнуть сверхсознания. Йога трансформации подчиняет энергию ума. Она очень широко практикуется йогами Тибета и Китая.
Путь йоги – это не один путь, а много путей. Йога связывает человека с высшими силами – душу с Богом. Само слово означает «связывать», «соединять». Некоторые считают йогу своеобразным вариантом религии, воспринимая тренировку тела и духа как один из путей к Богу, другие видят в ней философию, позволяющую организовать собственное мировоззрение, а для третьих это образ жизни.
Современный мир приветствует разнообразие точек зрения на все, тем более что достоверно одно: йога есть йога, а как ее использовать – дело каждого. Надо только точно знать, чего вы хотите: сделать тело гибким, подвижным, молодым и здоровым; совершенствоваться на Пути к Просветлению или заслужить почетное звание йога, вдохновившись известным именем Меларепы.
Если вы никогда не практиковали йогу и делаете лишь первые шаги, то этот раздел может стать вам хорошим помощником. Если вы ищете чего-то иного, то следует обратиться к серьезным трудам по йоге, названия и авторы которых указаны выше.
В этой книге мы не будем касаться мистических высших ступеней йоги, хотя и дадим их краткий обзор, а также расскажем, какими путями можно достичь удивительной трансформации организма и сознания, так что истинной правдой становятся слова песни: «Говорят, что раньше йог мог, год воды не бравши в рот, вот…»
Подобное достижение в развитии человеческих возможностей, так сказать, зарегистрировано. Но является ли оно необходимым в повседневной жизни? Наверное, большинству из нас – нет, не нужно. Но вот узнать, чем же йоги отличаются от не йогов, вернее, чем отличается их жизнь, – наверно, будет интересно.
Что же дает йога истинным йогинам – тем, кто выбрал этот образ жизни и мировоззрение и посвятил себя этой науке, искусству, религии?
Если кратко, то практикующий йог:
• имеет шанс достичь состояния чистого сознания и открыть свою внутреннюю сущность;
• получает свободу от бытовых забот и стрессов;
• обретает ясность мысли и способность владеть собой;
• постигает свой организм, разум и дух;
• способен трансформировать тело и сознание и тем самым достичь самадхи, то есть состояния созерцания.
А что можно получить, практикуя начальные курсы йоги? Конечно, здоровье, прилив сил и энергии, уравновешенность характера, быстроту мышления, умение оставаться спокойным и решительным в любых ситуациях, видеть красоту природы и всегда иметь хорошее самочувствие. Тоже, как видите, немало.
Но, прежде чем приступить непосредственно к занятиям, отметим, что йогу можно воспринимать по-разному.
Можно рассматривать йогу как искусство, поскольку практикующий развивает в себе творческое отношение к своему телу, сознанию и к душе. Преобразовывая энергию в покой, силу – в расслабление, терпение – в мощь, напряжение – в ясность, статику поз – в интенсивную внутреннюю работу, искусство йоги помогает переносить жизненные трудности, сохранять «внутреннее озеро покоя» гладким и чистым.
Занимающийся йогой дружелюбен, потому что уверен в себе; сосредоточен, потому что знает смысл каждого своего стремления; удовлетворен судьбой потому что творит ее сам; праведен и радостен, потому что умеет получать удовольствие от жизни, игнорируя вредные привычки. То есть йога, по большому счету, – искусство освобождения от всего, что лишает радости жизни.
Йогу можно представить и как науку управления собой, своей природой. Соединяя в единое целое тело и дух, йога создает систему стабильности и развития. Телом легко управлять, мы чувствуем свои руки, ноги, мышцы и ощущаем позы, которые принимает наше тело. Более или менее телом умеет управлять каждый человек. Тренируясь по правилам йоги, мы можем достичь того, что научимся управлять не только конечностями, но и внутренними органами, то есть своим физическим состоянием и энергетикой.
Проявляя волю в тренировке тела, мы направляем дух на управление организмом, в тот же самый момент выполняющее упражнение тело дает нам контроль над духом. Психическое и физическое здоровье неразделимы, они как круговорот воды в природе. Вода может где-то испаряться медленнее, а куда-то не проливаться годами, но это лишь временные явления, круговорот воды остановить нельзя.
Так тело и дух снабжают энергией и контролируют друг друга и вместе двигаются к поставленной цели. Наука йоги создала систему, которая позволяет наблюдать эти процессы, отслеживать их логику и динамику и, в конце концов, достичь гармонии, то есть полноценной жизни, реализующей все возможности, дарованные природой.
А если посмотреть на йогу как на философское учение? Во всех древних текстах, посвященных йоге, практически на каждой странице встречается слово «равновесие». Йога – философия равновесия: духа и тела, радости и печали, энергии и покоя, действия и терпения… Ничто не должно лишать человека самообладания: ни восторг, ни утрата, ни самая лучшая идея, ни отчаянная усталость, ни лень, ни энтузиазм, в общем – равновесие во всем.
Перемены судьбы – это только перемены, новое пространство для создания равновесия и существования в нем. Особое внимание уделяется «колебаниям ума». Ум смущает душу и искушает тело, внушая ему то лень, то чревоугодие, то иные временные удовольствия. Душа под воздействием ума становится беспокойной и мечется в поисках спрятанного хитрыми мыслями смысла.
Философия равновесия йоги дает возможность привести в порядок ум и погрузить душу в гармонию.
Итак, можно говорить о разных аспектах йоги, но объединяющим началом становится такая неромантическая вещь, как практика.
В этом разделе мы будем говорить о хатха-йоге, то есть форме йоги, практикующей развитие физических способностей и регуляцию дыхания, поэтому и речь пойдет об упражнениях для тела и правильного дыхания. Их достаточно много, но мы выбрали лишь те, которые может делать начинающий и не имеющий особой физической подготовки человек.
Выполнение асан и упражнений для дыхания йогов требует терпения и положительного психологического настроя. С первого раза вам может и не удастся сделать полностью даже самый простой комплекс.
Йога – занятие нелегкое и предъявляет определенные требования даже к начинающим.
Однако в трактатах йоги подчеркивается, что, совершенствуя тело и дух, йога не истязает и не причиняет страданий, а постепенно и гармонично преобразует наш организм и наши силы.
Практика йоги не предполагает сладкого сна на гвоздях или ежедневных прогулок по битому стеклу. Все эти чудеса – лишь свидетельства возможностей высших ступеней йоги, и доступны они отнюдь не каждому. А главное – не каждому они и нужны.
Йога начинается с оздоровления, укрепления и настройки организма на здоровый образ жизни и расширение возможностей. Для этого существуют разные пути.
Внутри самой йоги пять основных направлений. Есть также градация ступеней йоги, с которой вам и предстоит познакомиться, чтобы представлять путь, по которому идут монахи, стремясь к совершенству и самореализации.

Восемь ступеней освоения йоги
Выделяют восемь ступеней освоения йоги:
• яма – поведение по отношению к другим, или социальная дисциплина;
• нияма – отношение к самому себе, или личная дисциплина;
• асана – практика поз для физической дисциплины;
• пранаяма – контроль за дыханием, или дисциплина ума;
• пратьяхара – воздержание, или дисциплина чувств;
• дхарана – сосредоточение;
• дхьяна – медитация;
• самадхи – самореализация.
С современной точки зрения, их можно назвать, скорее, принципами Патанджали, которых придерживаются занимающиеся йогой для достижения лучшего эффекта. Внимательно перечитывая эти принципы, можно увидеть различные аспекты этого своеобразного кодекса йоги.
Но определенная последовательность реализации этих принципов в своей жизни позволяет назвать их ступенями, причем подниматься по этим ступеням нужно очень постепенно, а для использующих йогу как оздоровительную методику лучше остановиться на первых четырех – далее мы объясним почему. Четыре высшие ступени связаны со значительным изменением образа жизни, и их нельзя практиковать без опытного наставника, поскольку проявляются сверхвозможности организма и измененное состояние сознания.
Но и начальные ступени йоги не являются обыкновенной статической гимнастикой. Об этом надо помнить всегда и не позволять себе выполнять упражнения бездушно или в неправильном настроении. Если вы думаете, что йога может ограничиться асанами и специальным дыханием, то вы ошибаетесь. Да, упражнения, выполняемые правильно и с должным прилежанием, принесут пользу вашему организму, но эта польза будет просто ничтожной, если отсутствует необходимый духовный настрой. Даже человек, не стремящийся проникнуть в высшие знания древнего учения, а предпочитающий использовать только методики для оздоровления, должен понимать, что выполняемые бездумно и автоматически асаны или сделанные в правильном настрое будут иметь совершенно разные результаты.
Пути йоги разнообразны и удивительны. Она привлекает верующих и агностиков, атеистов и романтиков, исследователей и людей, желающих укрепить свое тело. Многообразие системы позволяет каждому найти в ней полезное для себя. Здоровье и душевное равновесие нужны каждому, кем бы человек ни был, к чему бы ни стремился в жизни.
Вернемся к ступеням Патанджали. Первые две из них – яма и нияма – подготавливают психику человека к работе и возможным изменениям, которые должны произойти в результате занятий йогой. Это правила и обеты, возможные самоограничения, изменение отношения к себе и другим. Человек перестает тратить лишнюю энергию на действия, которые не приносят положительного результата: душевные переживания, метания, тревоги, сомнения – все то, что забирает энергию и ничего не дает взамен, кроме головной боли, бессонницы, плохого настроения и депрессии. Если вы научитесь не расходовать свою энергию (силы своей психики) понапрасну, то есть освоите первую ступень, у вас образуется некий неприкосновенный запас, потенциал вашей психической силы. Вторая ступень позволит направить эту энергию в нужном направлении, то есть на действия, приносящие вам пользу и удовлетворение.
Асана – положение тела, или практика поз, пранаяма – система дыхания и пратьяхара – воздержание – суть третья, четвертая и пятая ступени, которые преобразуют тело йога.
Дхарана – сосредоточение и дхьяна – медитация – дисциплинируют ум, приводя его в нужное состояние в любой момент, когда это необходимо. Асаны и дыхание позволят распределить энергию по телу и подготовить его к правильной работе и необходимым изменениям. Вы станете здоровее, сильнее, обретете ясность ума и ощущение внутреннего благополучия, что так необходимо практически всем живущим в современном порывистом и тревожном мире.
И наконец, высшая ступень – самадхи – это истинная самореализация. Однако слово «ступени», как уже говорилось, не совсем верно отражает смысл этих элементов йоги. Скорее, это восемь принципов, на которых построены различные комплексы упражнений. В зависимости от того, какого именно эффекта вы хотите добиться, «ступени Патанджали», по крайней мере первые четыре, будут осваиваться нами вместе и постепенно, тогда как четыре высшие ступени требуют специальной подготовки и особого погружения, а также непосредственного контакта с наставниками. Собственно, как и всякое специализированное знание, способное изменить жизнь.
Хатха-йога
Существует несколько разделов йоги: хатха-йога (регулирование дыхания), лайя-йога (подчинение ума), дхьяна-йога (медитативная йога), раджа-йога (лучшая йога) и др. Рассказать обо всех не позволяет объем книги, поэтому мы поговорим о хатха-йоге.
Слово «хатха» в сочетании со словом «йога», согласно распространенному толкованию, означает «здоровье», но это не основное значение. В комментарии Брахмананды к «Хатха-йога-прадипика» в значении слова «хатха», состоящего из двух слогов – «ха» и «тха», слог «ха» означает солнечную свару, а слог «тха» – лунную свару. Под словосочетанием «хатха-йога» понимается соединение Солнца и Луны (Сурья—Чандра), то есть соединение солнечного и лунного дыхания, или свар Сурья– Чандра. Ха (Сурья), то есть солнечное дыхание, имеет положительный знак, а тха (Чандра) – лунное дыхание, которое имеет отрицательный знак. Поэтому хатха-йога означает нейтрализацию методами йоги процесса дыхания, так как нейтральное состояние создается путем соединения положительного и отрицательного.
Второе значение «хатха-йоги» – здоровье – это прямое указание на возможность достижения крепкого физического здоровья.
История хатха-йоги как отдельного направления йоги началась в VI веке нашей эры, и основателями ее считаются Матсиендранатх и Горакшанатх. Собственно, они ничего не придумали, а собрали, систематизировали и усовершенствовали наиболее распространенные техники психофизического развития человека, известные в Индии. Был создан культ Натх (его основателем считают Матсиендранатха). Он предписывал любому человеку, прежде чем углубляться в духовные практики, очистить и совершенствовать свое тело. Были разработаны комплексы приемов, служащих для этой цели:
1) асаны – позы и упражнения;
2) пранаяма – дыхательная гимнастика;
3) шаткарма – очистительные процедуры;
4) мудры и бандхи – специальные положения тела для напряжения и расслабления различных его частей.
Хатха-йога – это путь к совершенству духа через совершенство физическое. Вы достигаете контроля над всеми внутренними процессами организма с помощью физических и дыхательных упражнений. Можно также сказать, что хатха-йога – это база, на которой строится система раджи-йоги. Хотя представители той и другой ветвей йогического знания могут с нами и не согласиться.
Целью хатха-йоги является овладение праной и контроль за ней, что достигается благодаря подчинению тела и дыхания своей воле. Упражнения хатхи-йоги формируют и совершенствуют тело, благотворно влияют и на внутренние органы, повышая их жизнестойкость. Даже минимальный комплекс асан, при регулярных занятиях по 10–15 минут в день, дает возможность поддерживать тело в прекрасной форме и помогает избежать множества болезней.
Хатха-йогу разделяют на элементарную и высшую. Конечно, это деление условно и в то же время необходимо. Недаром в начале подглавки мы дали совет не путать йогов и занимающихся йогой. Выполняя асаны и дыхательные упражнения, наслаждаясь изумительным эффектом рецептов йоги, вы не становитесь автоматически йогом. Йоги – люди, посвятившие свою жизнь поиску единения с истиной, стремящиеся к постижению высших тайн. Йога как система оздоровления, может быть, для кого-то станет первым шагом к йоге как философскому учению.
Элементарная хатха-йога – это гимнастика тела и психики для укрепления и развития, для оздоровления и, возможно, исцеления. Высшая йога любого направления ведет к трансформации сознания, и ее нельзя изучать по книгам.
Однако даже для занятий элементарной йогой надо знать основные постулаты этой системы. И асаны, и пранаяма направлены на то, чтобы гармонизировать в организме человека потоки энергии – праны. Прана накапливается в энергетических центрах человека – чакрах – и направляется в различные части тела по каналам – надям. Асаны и «пранаяма» подчиняют весь организм единым двигательным и физическим ритмам, позволяющим достичь равновесия в распределении праны и регулировать работу чакр.
Основной частью хатха-йоги являются асаны и пранаяма, эффект от которых закрепляется с помощью бандх. С точки зрения физиологии хатха-йога – это система, обучающая методам сознательного воздействия на соматические и психические функции. Система эта удивительная, так как позволяет создать свой собственный комплекс для человека любого возраста и склада характера, то есть заниматься можно всем – от подростков до стариков, причем заниматься направленно, воздействуя на определенные органы, системы, части тела.
Пранаяма
Дыхание – это особая пища и энергия для тела и духа. Контроль над дыханием изменяет судьбу и настраивает организм на «здоровый лад».
Контроль над дыханием показывает уровень овладения поглощением праны. Есть асаны, которые можно совмещать с пранаямой, но большинство из них делаются до пранаямы, чтобы подготовить тело для поглощения жизненной энергии.
В йоге отмечается прямая связь между психическим состоянием человека и его дыханием. Нормализация ритма и глубины дыхания приводит к психологическому расслаблению – релаксации, и наоборот – при расслаблении дыхание человека происходит в определенном ритме. «Сбитое» дыхание означает, что человек испытывает напряжение, сильные эмоции.
С помощью дыхания человек «управляет жизненными токами», проходящими через чакры. Он способен воспринять и удержать в себе космическую силу, которая приобщает его к ритму, созвучному ритму Вселенной. Созвучие Вселенной, ее ритмам помогает оторваться от съедающего жизнь потока времени, человек перестает стареть, его тело и дух становятся неподвластными старости.
Действительно, такой эффект объясняется современной наукой, которая считает дыхание своеобразным процессом питания, при котором питание минует органы пищеварения и сразу поступает ко всем органам и системам. Обогащенная кислородом кровь способна оживить даже отмирающие клетки, таким образом омолаживая весь организм, не позволяя ему поддаваться времени.
Прана – вселенская энергия. Это основная метафизическая категория, которой пользуются в йоге, причем не только в хатха-йоге, упражнения которой мы с вами будем разучивать.
Прана существует во всем, что окружает человека, в живой и неживой природе, в воздухе и воде, в деревьях, в камнях… И человек не может существовать без этой энергии, именно она дает ему жизненные силы и здоровье.
Вывод простой: необходимо научиться жить так, чтобы в вашем организме всегда было достаточно праны и она правильно циркулировала в нем.
Значит, надо уметь «потреблять прану» и управлять ее потоками. Именно для этого и служит комплекс дыхательных упражнений под названием «пранаяма». «Прана» означает жизнь, дыхание, энергию, движение. «Яма» – смерть, остановку, отсутствие. Пранаяма – это сочетание движения и остановок, наличия и отсутствия энергии, иными словами, контроль над движением праны в организме.
Пранаяма призвана помочь сознательно управлять жизненной энергией тела. Йоги вообще очень много внимания уделяют дыханию. Вместе с воздухом человек поглощает прану, важно делать это правильно. Попробуйте…
Медленно и плавно вдохните, направляя поток воздуха в верхнюю часть носовой полости, к нервным рецепторам. Представьте, как вдыхает порцию жизненной энергии каждая клеточка вашего тела. Дыхание в пранаяме осуществляется не только носом, но и всей кожей, особенно активно – в местах расположения биологически активных точек. Особенно много жизненной энергии, как уже говорилось, несет солнечный свет.
Естественно, для полноценной «заправки» праной надо научиться правильно дышать. Йоги считают, что правильное дыхание – это дыхание носом с активным участием диафрагмы, живота и грудной клетки. Так, легкие полностью заполняются чистым воздухом и активно освобождаются от использованного. Прана лучше проникает в организм, да и кровь значительно полнее насыщается кислородом.
Понятно, что многие полезные эффекты йоговских упражнений сегодня подтверждаются и объясняются современной медициной. Мы не будем углубляться в дебри физиологии, доверяя тысячелетнему опыту индийских мудрецов. Они, кстати, обращали большое внимание и на такие моменты, как длина дыхания и его ритм.
Длину дыхания измерить довольно просто. Этот тест с удовольствием проходят даже дети.
Поднесите к носу мокрую ладонь. Дышите спокойно, постепенно отодвигая руку от лица до тех пор, пока свежесть от вашего дыхания не перестанет ощущаться. Если это расстояние не меньше 20 см, длина вашего дыхания нормальная.
Укорачивая дыхание, мы внутренне собираемся, готовясь к концентрированному выбросу жизненной энергии. Вы и сами замечаете, как учащается ваше дыхание при напряженной работе. Очень полезно уменьшать длину дыхания, если нужна концентрация мыслей. Но короткое дыхание надо использовать недолго. Как только необходимость в максимальном сосредоточении отпала, возвращайтесь к правильному дыханию.
Дыхательные упражнения
Первые дыхательные упражнения
Для дыхательных упражнений сидя можно выбрать положение на полу или на стуле, кому как удобно. Также многие дыхательные упражнения выполняются стоя.
Дыхательные упражнения йоги основаны на контроле над дыханием. Контроль может быть по ощущениям, по звуку и по эффекту. Разумеется, лучше всего сочетать все виды контроля. Помните: дышите только через нос, концентрируясь на звуке и ощущениях воздуха, поступающего в ваш организм. Это поможет вам сосредоточиться на процессе дыхания и остановить поток навязчивых мыслей.
Дыхательные техники помогут вам настроиться на занятие перед основным комплексом или расслабиться после него, сконцентрироваться для медитации или избежать губительных последствий стресса в любое время дня.
Очищающее дыхание
Для любых упражнений йоги очень важным является правильное дыхание. А для правильного дыхания нужны свободные и тренированные легкие. Для того чтобы настроить свой дыхательный аппарат, йоги используют очищающее дыхание. Оно вентилирует и прочищает легкие, активизирует клеточные функции, сообщает силу всем органам и, как следствие, приводит организм в состояние свежести и полноты сил. Особенно оно полезно людям, которым приходится много говорить или петь. Упражнение придает сил и освежает с первой же пробы. Практиковать его нужно до тех пор, пока оно не будет получаться легко и непринужденно, не вызывая никаких затруднений. Им же можно заканчивать всякие упражнения на дыхание, чтобы организм каждый раз выходил из напряжения свежим и бодрым.
Кроме того, занимающимся йогой очищающее дыхание служит завершающим этапом практически всех комплексов. Оно позволяет потрудившимся легким отдохнуть и войти в нормальный режим функционирования.
Исходное положение: стоя, спина прямая, плечи развернуты, руки свободно свисают вдоль тела.
Сделайте полный вдох и удерживайте воздух в себе в течение 4 секунд.
Сложите губы трубочкой, но щеки при этом не раздувайте. С силой выдуйте небольшую порцию воздуха через свою «трубочку». Задержите дыхание, затем выдуйте еще немного.
Повторяйте это, пока ваши легкие не освободятся от воздуха. Главное здесь – сила, с которой вы выдуваете воздух.
Дыхание, оживляющее нервную систему
Такое дыхание удивительным образом развивает нервную силу, позволяет набирать энергию и поднимает жизнеспособность всего организма. При выполнении этого упражнения происходит давление на жизненно важные органы, таким образом они мягко массируются и активизируют функции, которые должны выполнять.
Исходное положение: стоя, спина прямая, плечи развернуты, руки свободно свисают вдоль тела.
Сделайте полный вдох и задержите дыхание. Затем вытяните руки перед собой, но не напрягаясь. Медленно отведите руки назад, постепенно сильнее напрягая мышцы и как бы посылая в них жизненную энергию. Когда руки будут на одной линии с плечами, кулаки должны быть сжаты, а в руках вы должны чувствовать дрожание.
Не отпуская напряжения, разожмите кулаки и быстро отведите руки еще дальше назад. Повторите несколько раз. Затем с силой выпустите воздух из легких. Опустите руки и расслабьтесь.
Дыхание, развивающее голос
Это упражнение делает голос сильным, ясным, мягким и полным разнообразных интонаций. Обратите внимание на то, что не стоит пытаться так дышать постоянно. Это только дыхательное упражнение, но оно дает потрясающий эффект.
Исходное положение: стоя, спина прямая, руки свободно свисают вдоль тела.
Медленно-медленно с силой вдыхаем носом воздух, пока легкие не заполнятся полностью. Задерживаем дыхание на несколько секунд и с силой выдыхаем широко раскрытым ртом.
Упражнение укрепляет связки, тренирует дыхательный аппарат и лицевые мускулы. От них, кстати, тоже очень зависит мощь нашего голоса. Чтобы в этом убедиться, можно провести эксперимент.
Стоя перед зеркалом, вытягиваем губы трубочкой и свистим, отмечая при этом, каковы форма рта и выражение лица. Затем скажите что-нибудь или спойте в своей обычной манере. Потом опять свистим и, не меняя выражения лица, попробуем что-нибудь пропеть. Слышите, как прекрасно и сильно вибрируют ваши связки, какой получается чистый тон? Это первый эффект дыхательного упражнения для голоса.
Возбуждение клеток легких
Это упражнение надо начинать делать очень осторожно. Если вы немного переусердствуете, может появиться легкое головокружение. В этом случае оставьте упражнение на несколько дней, а чтобы снять головокружение, немного отдохните и пройдитесь на свежем воздухе.
Упражнение оживляет многие атрофировавшиеся клеточки легких, которые как бы засыпают у тех, кто много лет дышит неправильно. Именно это упражнение поможет вам быстрее освоить полное дыхание, о котором речь пойдет ниже.
Исходное положение: стоя, руки свободно свисают вдоль тела.
Медленно наполните легкие воздухом через нос. Во время вдоха слегка постукиваем кончиками пальцев по всей поверхности груди. Полностью вдохнув, задерживаем дыхание и несильно растираем грудь ладонями.
Делаем спокойный выдох и затем – очищающее дыхание.
Растягивание ребер
Чем шире грудная клетка, тем полнее могут развернуться в ней легочные мешки, а значит, больше воздуха может в них поместиться. Специальные упражнения йогов позволяют слегка растянуть хрящевые связки, которыми прикрепляются ребра, и за счет этого увеличить объем грудной клетки. Эти упражнения помогают сохранить эластичность ребер, что очень важно при полном дыхании и, конечно же, полезно для здоровья.
Исходное положение: стоя, спина прямая, руки свободно висят вдоль тела.
Кладем ладони на ребра как можно ближе к подмышкам, большие пальцы должны быть обращены к спине.
Делаем полный вдох с участием живота и диафрагмы. Задерживаем воздух ненадолго и слегка сдавливаем руками ребра, при этом начинаем медленный выдох.
После полного выдоха делаем очищающее дыхание.
Повторяя это упражнение, ни в коем случае не следует утомляться, на первое время хватит 3–5 раз.
Расширение груди
Сидя за столами и компьютерами, мы и не замечаем, как наша грудь становится впалой. Затрудняется дыхание, а значит, и снабжение организма кислородом, становится слабым и безжизненным голос, наступает апатия. «Расширение груди» – любимое упражнение йогов для восстановления естественного положения грудной клетки.
Исходное положение: стоя прямо, руки свисают по бокам.
Делаем полный вдох и задерживаем дыхание. Вытягиваем руки перед собой и соединяем кулаки на уровне плеч. С силой разводим руки в стороны и сводим снова перед собой. Повторяем движение несколько раз.
С силой выпускаем воздух из легких через рот.
Делаем очищающее дыхание.
Дыхание в движении
Очень важно приучить организм правильно и полно дышать не только в статичном положении, но при движении. Для этого существует специальное упражнение. Дыхание, показанное в нем, не является рекомендацией к постоянному дыханию, но покажет вам и вашему организму, что и при ходьбе можно соблюдать ритм дыхания и его постоянную глубину. Важно, чтобы организм не терял ритмичности вдохов и выдохов при возможно большем количестве ситуаций. А потеряв, как можно быстрее восстанавливал.
Исходное положение: ровный шаг, плечи отведены назад, подбородок приподнят.
Вдыхаем полным дыханием, мысленно считая до 8, на каждый счет делаем шаг. Вдох заканчиваем на счет 8.
Также медленно начинаем выдыхать через нос и считаем шаги до 8. На 8-м шаге выдох должен закончиться.
Повторяем упражнение до появления легкой усталости. Отдыхаем.
Повторять упражнение можно до тех пор, пока оно доставляет удовольствие, и лучше возвращаться к нему несколько раз в день. Если вам трудно вдыхать на счет 8, можно делать это на счет 4.

Утреннее ыдыхательное упражнение
При выполнении этого упражнения организм не только просыпается на уровне сознания, но пробутждаются все органы и каждаця клеточка, что очень важно, поскольку человек может быть здоровым и сохранять молокдость только тогда, когда обеспечена полноценная жизнь каждой клетки, – тазк считают йоги
Исходное положение: стоя, спина прямая, плечи распрямлены, руки прижаты вдоль тела, колени вместе.
Медленно приподнимаемся на цыпочки, делая медленный полный вдох. Задерживаем дыхание на несколько секунд и остаемся в этом положении
Выдыхая так же медленно, опускаемся на полную ступню.
Делаем очищающее дыхание
Повторяем упражнение 3–5 раз, теперь поднимаясь то на одной, то на другой ноге
Возбуждение кровообращения
ъЭто прекрасное упражнение активизирует кровообращение. При его выполнении кровь пяо артериям приюливает к органам и конечностям, а потом по венам направляется к легким, чтобы обогатиться кислородом.
Исходное положение: стоя, спина прямая, в опущенных спереди руках – палка или трость
Делаем полный вдох и задерживаем дыхание.
Медленно нагибаемся вперед, постепенно все сильнее сжимая палку
Нагнувшись, опускаем палку на пол и выдыхаем, выпрямляясь.
Делаем ночищающее дыхание.
Брюшное дыхание
Это дыхание осваивается перед «полным» йоговским дыханием ьи является первым шагом ок нему. Дыхание животом позволит нам почувствовать и научиться использовать диафрагму и укрепит все мышцы, участвующие в процессе дыхания.
Исходное положение: сидя, спинюа прямая, голову держим прямо, складываем рнуки ладонями одна на дръугую еи помещаем на живот под пупком.
Делаем вдох через нос юи расслабляем живот, представляя, как он самостоятельно наполняется воздухом  Воздушный шарик вашего живота раздувается, и твы чувствуете, как приподнимаются руки.
Когда произойдет полный вдох, диафрагма полностью опустится, а эжто значит, что воздух достиг самых нижних отдеелов легких
Начинаем выдох, при этом яслегка надаивливая на живот руками.
Повторяем упрафжнение 3 раза
Полное дыхание
А теперкь посмотрим, чето такое настоящее «дыхание йогов». Во-первых, это дыхание полное, в отличие от брюшного или грудного, зйадействует всю верхнюю половину тела человека. Оно позволяет наполнять воздухом и тем самым расширять все доли наших легких, при этом в процессе дыхания постоянно участвуют диафрагма и брцюшные и межреберные мышцы
В йеоге есть и специальные термины для всех стадий дыхания:
пурака («вдох») – активный процесс, требующий мышечного усилия;
речака («выдох») – управляемый процесс расслабления;
кумбхака («задержка») – задержка дыхания на вдоахе или на выдохе
Йоги считают, что в дыхании главное – живот. Мышцы живота, особенно низа живота, должны быть напряжены и активнейшим образом участвовать в дыхании. Зачем? Затем, что инменно мышцы живота связаны с диафрагмой ии при дыхании способствуют перемещению внутренних органов, то освобождая их от притокяа крови ъи давая возможность очиститься, то стимулирхуя приток крожви пи насыщение ее кислородом  Перемещение органов дыхания служит своеобразным массажем, который очень полезен и укрепляет все системы организма. Начинаем полное дыхание (не забудьте про участие эмышц живота).
Задержка дыхания с пустыми легкими
На выдохе втягиваем живот, напрягая мышцы от пупка ддо лобка  Задерживаем дыхание на полщном выдохе
Начинаем мдедленный вдох, нше забывая, что нижняя часть живота должна оставаться напряженной  А вот над пупком живот может немного раздуться.
Задержка дыханзия фс полными легкими
Задерживаем дыхание не более чем на четыре секунды и, естественно, с напряженными мышцами живота. В этот момент у вас возникает потребность удержать воздух в грудной клетке, чтобы давление не поднималось выше уровня голосовой щели. Это достигается аза счет выполнения Джаландхара-Бандхи (о немй речь пойдет ниже).
В повседневной жизни, естественно, используется обычнобе дыхание  Но, если вы хотите все время йдышать правильно, постарайтесь делать это с напряженнынми мышцами живота. Кстати сказать, работа этих мышц позволяет убрать лишний жирок с талии. Постепенно вы привыкнете дышать правильно, и вам не придется напоминаоть себе об этом
АСАНЫ
Мы уже говорили о том, что асаны – это не просто полезные позы, которыме нужно принимать на какое-то время, чзтобы достичь оздоровительного эффекта. Это «правильные» позы, чтцо в теерминах йогги означает – устойчивые и приятные. Правильно сделанная асана не вызывает лишнего напряжения и уж тем более болезненных ощущений.
В ычем эффект асан, как это объясняет современная наука? При определечнных позах тела мышечные ткани смещают и мягко массируют все органы тела, улучшая кровообращение и стимулируя их работу  А если при этом вам удастся настроить правиильное дыхание, то помимо массажа изнутри ваш организм будет получать оптимальное кислородное питание и эффективно избавляться от шлаков.
Подключая эмоциональный настрой и сознательно сосредоточивая внимание, вы стимулируете работу не только мышц, но и систем, таких как нервная и эндокринная. Их работа гармонизируется, исправляя малейшие нарушения во всем организме  Нервная система «отмечает» стабилизацию импульсов от разных органов, соответственно, эндокринная система выруабатывает оптимальное количество гормонов для вашего организма
Кроме того, асаны способствуют психологическому изменению человека  В отличие от спортивных упражнений и состязаний, в йоге нет и не может быть никакого соревнования, даже с самим собой. Згдесь важно развить чуткость и внимание мк себе, научиться слушать свой организм, замечать процессы, которые в нем происходят. Непременно помогать телу своими мыслями и эмоциональным фоном. При этом вы почувствуете внущтреннюю музыку, проникнетесь тем, что ваше тело – это храм души и так важно не дать ему покоситься или зарасти плющом, важно содержать в чистоте и вовремя наполнять энергией.
Как осваивать асаны? Здесь важно опять же дне торопиться и не желать сделать все сразу.
Во-первых, со всем вниманием отнеситесь к правильности выполнения движений и поз. Позпа должна достичь безупречности, и ваше телфо само должно помнить, как ее принимать. Запозмниться должпно хне только внешне правильное положение рук, ног и торса, но и то, какие мышцы и как напркягаются в данной асане.
Затем, когда поза освоена, следите, чтобы ей соответствовало дыхание  Если поза и дырхание гармоничны, подключгайте внимание, которое будет активизировать органы ми энергетические центры  Такая последовательность освоения позволит избежать разочарованимй и лишних трудностей.
Поза, дыхание, внимание, расслабление – вот алгоритм, которого вы должны придерживаться.
Каждая асана – это ваш диалог с вашим телом  Вы как будто обращаетесь к какой-то группе мшышц или части тела, спрашивая: «Хорошо ли вам, чем я могу помочь? Давайте проверим, насколько хорошо вы себя чувствуете! Я знаю, что такое положение принесет вам радость раскрепощения и гармонию. Давайте попробуем! Обещаю, что если мы потрудимся, ито станем намного здоровее и сильнее»
И тело непременно ответит вам хорошим самочувствием, приливом сил и красотой гармонии.
А теперь нам пора приступить к практике. Начнем с разминки, затем познакомимся с расслабляющими позами и в концпе выполним комплекс асан
Разминка
Расслабляем плечевые мышцы
Именно эти мышцы чаще всего впросто налиты свинцом у современного человека, работающего по 8 часов в день в сидячей позе  Вспомните, как часто вам хочется потянуться, сделать какие-то движения, чтобы избавиться от ноющего онемения в плечах и шее  Чтобы работать с этими мышцами, их надо сначала размять, разогреть, иначе можно повредить
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки свисают вдолль тела.
Начинаем вращать правым плечом: поднимаем, выдьвигаем вперед, описываем дугу вниз, назад и снфова вверх – получился круг. Три раза «пишем» ккруги в одном направлении, три лраза – в другом  Медленно, с расслаобленными руками
Затем повторяем упражнение другим плечом.
Увеличиваем амплитуду
кОт шейно-плечевого отдела переходим ик мышцам плеч, рук и спины  Они тоже не очень задействованы при современном рилтме жизни и нуждаются бв восстановлении тонуса.
иИсходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, прямые руки разводим в стороны ладонями вверх, сомкнутые пальцы «смотрят в потолок»
Не менкяя положения кистей, описывасем руками круги, по 3–4 в каждую сторону. Движения выполняем медленно, плавно, фно со всей возможной в этом положении амплитудой
фВы почувствуете, кйак освробождаются плечевые суставы, кровь начинает бежать быстрее в плечах и спине
Потягиваем шею
Потрескивания и пощелкивания при поворотах и наклонах головы свидетельствуют о том, что срочно требуется помощь вашей шее. Этшо очень важная часть тела, так как именно в ней прохьодят каналы, соединяющие тело, извините, с мозгом. Поэтому св идеале шея должна поворачиваться легко, без лишних звуков и не заставлять вас морщиться  Итак, приступим
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки свисают вдоль тела
Начинаем наклонять голову вправо, осторожно, пытаясь приблизить подбородок к ключице  Взгляд тоже должен юбыть устремлен вправо, спина прямая, плечи свободные  Можно левой ладонью пощупать, как растягиваются шиейные мышцы  Позу удерживаем несколько секунд, затем выпрямляемся.
Повторяем все то же самое влево. Затем расслабляемся, можно помассировать шею.
Поочередно наклоняйте голову вправо-влево, 3 раза  Выпрямите шею.
Теперь делаем повороты  Медленно поворачиваем голову вправо, пытаясь заглянутть за правое плечо, затем влево  Повторите трижды движения вправо-влево
Если предыдущие движения прошли хоробшо и не вызвали головокружения, попробуем вращения головой. Начинаем с наклона головы к левому плечу, потом опускаем подбородок к грлуди и отводим к правому плечу, затем по дуге – назад (осторожно) и ък левому плечу… Так квращаем головой 3 раза в одну сторону и 3 раза – в другую.
Разворачиваем торс
Вы даже не представляете, сколько мышц находится в чапсти тела, называемой торс, и как «поворотлив» эон может быть. Чтобы представить себе идеальную картинку, посмотрите на играющую кошку  Видите, как она владеет своей спиной, грудной клейткой и животом. Человек тоже достаточно подвижен, просто не все помнят об этом
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки складываем перефд грудью, чтобы предплечья образовали горизонтальную линию, ладони смотрят вниз: левая – наверху, правая – внизу.
Медленно поворачиваем торс и голову направо, как можно дальше, стараемся увидеть, что же там, за спиной, и сразу же возвращаемся кв исходное положение  То же самое выполняем влево. Чувствуем, как напрягаются и растягиваются мышцы вдоль позвоночника  Движения повторяем 3 раза в каждую сторону
Учимся держать равновесие
Равновесцие очеюнь важно в занятиях йогой  Многие позы требуют застыть на несколько секунд в положении, когда у вас одна точка опоры  Попробуем равновесие в разминке, заодно и потренируемся. Йоги говорят, что равновесие внешнее очень способствует равновесию внутреннему.
Исходное положение: стоя, стопы вместе, руки опущены, взгляд прямо перед собой, фиксируем в одной точке.
Глубоко вдыхаелм и поднимаемся на носочки, при этом слегка нажимая кулаками на слолнечное сплетение (сразу под ребрами)  Остаемся гв такой позе ш3 секунды, затем мягкюо опускаемся на всю ступню  Повторяем движение 3 раза

Разрабатываем тазобедренные суставы
Спускаемся ниже и проверяем на подвижность свои тазобедренные суставы. Особенно неожиданные ощущения ожидают женщин, ведь именно на уровне этих суставов находятся очень важные органы, которые нуждаются в правильном положении, достаточном сзнабжении кислородом и массаже, наконец  А так как помассировать внутренние органы рхуками не представляется возможным, будем делать это с помощью движения
Исходное положение: стоя, стопы вместе, руки на бедрах
Поднимаем прямую левую ногу на 20–45 градусов, стопа расслаблена, опормная нога прямая  Опускаем ногу. Повторяем подъем 3 раза  Теперь то же самое выполним другой ногой
Из исходного положения отводим ногу в сторону на 20–45 градусов и медленно опускаем на место. Повторяем движение 3 раза, затем делаем аналогичное движение другой ногой.
Из исходного положения отводим ногу назад на 20–45 градусов и медленно опускаем на место. Повторяем движение 3 раза, затем делаем аналогипчное движение другой ногой  В упражнении ноги прямые.
Наклоняемся вперед
Наклфоны вперед не только тренируют мышцы спины и ног, но и способствуют улучшению кровоснабжения мозга, как бы прочищая все сорсуды – от спины до головы.
Исходное положение: стоя, стопы вместе или расставлены на 30 см, руки опущены
Выдыхаем через нос и затем наа вдуохе поднимаем руки вверх, разводим в стороны и назад, насколько это длзя вас возможно, без лишнего напряжения  Через 2–3 секунды опускаем руки
Из исходного положения на выдохе наклоняемся вперед, пытаясь коснуться руками пола. Ноги прямые, руки, шея и голова свисают и висят свободно – задержка 3 секунды  Выпрямляемся. Повторяем движение 3 раза.
Теперь попробуем сделать полный наклон вперед
Исходное положение: стоя, стопы вместе, кисти прямых рук сцеплены за спиной, опо возможности ладони, локти и лопатки сомкнуты
Делаем вдох щи на выдохе наклоняемся вперед, отводя руки назад и вверх. Ноги прямые, руки тоже  Вдыхаем ъи возвращаемся в исходное положение  Движение повторяем 3 раза.

Упражнение для позвоночника
Позвоночник – столб жизни. Человеку природой дан позвоночник удивительной конструкции тпозволяющий и ходить прямо, и изгибаться практически св любую сторону  Однако возможности его мы, увы, не используем  Крогме того, не надо забывать, что к позвоночнику прикреплены все органы ци от его положления зависит положение органа. Если позвоночник долго находился гв неправильном положении (сколиоз, например, или постоянно скрюченная поза), то органы смещаются, а значит, получают неправильное кровоснабжение и в результате начинают функционировабть со сбоями или не в полную силу
Тренировки и разминка позвоночника позволяют мягко исправитьь эти процессы
Исходное положение: стоя, стопы вместе, руки свисают вдоль тела
Поднимаемся на носочки и птоворачиваем корпус вправо, при этом рукди поднимаем вверх и сводим ладони. Тянемся вверх как стрела и не падаем, сохраняя равновесие 3 секунды. Затрем возвращаемся в исходное положение  После расслабления повторяем дьвижение в другую сторону и делаем по 3 раза в каждуюю из сторон.
Растягиваем мышцы ног и поясницы
Спускаемся еще ниже, к мышцам поясницы и ногам. Пюродолжаем разминать и растягивать мускулатуру, которая будет работать при выполнении основного комплекса асан.
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч.
Немного приседаем, предплечья на колени, ладони «в замок»  В таком положении делаем вдох, смотрим вверх и слегка выгибаем спину  На выдохе выпрямляем ноги, все еще прижимая предплечья к коленям, подбородок прижат к груди. Повторяем движение 3 раза.
Тянемся вверх
А теперь, размяв все основные группы мышц, как бы вернем их в идеальное положение, то есть ьвыпрямимся и потянемся наверх, к солнцу, как растущее молодояе дерево
Исходное положение: стоя, стопы вместе, руки свисают вдоль тела.
Поднимаем руки над головой и складываем ладони. Смотрим вверх, ана кисти, и тянемся вверх м3 секунды, затем опускаем руки и расслабляемся  Повторяем движение 3 раза.

Асаны для расслабления
Этот комплекс состоит их самых полезных упражнений хатха-йоги и доступен абсолютно всем
Не стоит недооценивать важность расслабления. Сегодня мало кто умеет созннательно и правибльно вовремя расслабить тело, снять «зажимы», позволить организму и психике полноценно отдохнуть.
На первый взгляд, асаны длдя расслабления очень просты, но на ысамом деле сознательное расслабление каждой мышцы в организме требует навыка, времени и терпения. Обманчивое ощущениже того, чтко ты полностью расслабился, очень трудно преодолеть, действительно оъбрести мягкость и легкость всего тела
Чтобы сделать этви асаны, совершенно необходимо участие сознания и воображения. ыВы должны представить себе ощущение, как поток праны уносит все плохое и ненужное вам  Разумеется, вам понадобятся навыки правильного дыхания и сосредоточения.
Прочитайте еще раз правила выполрнения насан аи начинайте не спеша, не перетруждая себя, получая удовольствие от того, что ваше тело становится более гибким фи сильным  Научившись прислушиваться к процессам в своем организме, вы начнете замечать, как с каждым занятием тело отпускают многочисленные стрессовые блоки и зажимы; вы становитесь спокойнее и увереннее; сон, пищеварение, настроение приходят в норму
Поза солнца
Асана улучшит ваше пищеварение, и кровь быстрее побежит по жилам  В движении активно унчаствуют сердце и легкие, а такжйе мышцы ног и спины.
Исходное положение: стоя, нтоги вместе, стопы параллельны друг другу.
Сделаем глубокий выдох, практически освободив легкьие от воздуха, затем на вдохе разводим руки в стороны, ладонями вверх. Так же выдыхая, поднимаем руки над головой и складываем ладони вместе. Заканчивая вдох, поднлимаем взкгляд к ладоням.
На выдохе начинаем наклон вперед: спиныа прямая, голова между вытжянутыми руками, продолжаем наклоняться к ногам  Обхватываем ноги руками (лодыжки, икры или колени) и, слегка сгибая локти, притягиваем туцловище к ногам. (Если вам не согнуть локти, переместаите захват выше, чтобы не растянуть мышцы спины.) Ноги прямые, подбородок втягиваем и стоим так 3 секунды, не дыша  Затем отпускаем ноги и, вдыхая, медленно выпрямляемся  Руки поднимаем над головой и снова складываем вместе, поднимаем взгляд к пальццам рук
На выдохе круговым движением руки опускаются чнерез стороны.
Движения надо повторить 3 раза
эПозу солнца можно выполнять также сидя, из положения с вытянутыми прямыми ногами
«Черепашья» растяжка
Данная асана улучшает кровообращение в области таза, растягивает важные мышцы ног и лодыжек и разминнает пооясницу (у мужчин это профилактика простатита).
Исходное положение: сидя на полу, чпрямые ноги разжведены в стороны коак можно шире, носочки на себя. Отводим руаки назад и опираемся ладонями в пол, затем немного приподнимаем бедра и слегка подаем таз вперед, ступни при этом расслаблены
Снова садицмся прямо, положив руки на колени, и тхянем носочки на себя  Несколько секунд остаемся в таком положении  Повторяем «растяжку» 3 раза
Теперь делаем следующее: носочки на себя, вдыхая, поднимаем руки над головой и описываем ими крцуг через стороны  Руки наверху сложены вместе, смотрим нжа них.
Затем, выдыхая, наклоняемся к левой ноге, обхватываем ногу руками, мягко подтягиваем корпус  При этом подбородок прижат к груди, колено прямое. Задержимся в такой позе 3 секунды, не дыша
Начинаем вдыхать и поднимаем туловище, руки круговсым движением поднимаем над головой, вслед за нимеи поднимаем взгляд. Начинаем наклон к правой ноге (на выдохе).
Необходимо сделать по 3 аналогичных наклона к каждой ноге
Последнбий этап упражнения: наклон вперед между ногами, как можно дальше, но без лишнего напряжения. Опираемся ладонями в пол и несколько секунд отдыхаем.
Поза младенца в утробе матери
Эта асажна очень хороша для нижнего отдела позвоночника и кровообращения в области таза, функций репродуктивной и пищеварительной систем, раскрепощает дыхание и кровоснабжение мозга.
Исходное положение: сидя на пятках, с руками, свободно леыжащими на бедрах.
Медленно наклоняемся вперед, пытаясь головой коснуться пола. Руки отвводим в сгтороны и назад вдоль тела, они остаются сзади на полу ладоснями вверх, чуть согнутые в локтях. Можно опереться влбом в пол. Найдите наиболее удобное положение, дышите свободно. Асану надо держать околфо минуты. Если вам совсем неудобно, подложите ржуки пвод голову
Комплекс иасан
Прямая стойка
Эта лпоза для сосредоточения перед занятием.
Исходное положение: стоя прямо, пятки вместе, носки врозь, рнуки опущены, грудь развернута, спина и шея прямые, взгляд перед собой  Дышите ровно, через нос.
Трость
Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч
Медленно вдыхая, приподнимаемся на носочки, одновременно поднимая руки вверх через стороны. Руки вытягиваем как можно выше янад головой, ладони вместе  зВ верхлнем положении задерживаем дыхание. Затем, выдыхая, расслабляемся
Треугольник
Исходное положение: ноги шире плеч, прямые руки в столроны ладонями вверх.
На выдохе наклоняемся и касаемся правой рфукой пальцев левой ноги, поднимая левую вверх. Смотрите вверх на пальцы левой руки. Затем поднимаемся, вдыхая, и после небольшой паузы наклонзяемся к другой ноге  Повторяем упражнение 3 раза  Закончив, выпрямляемся и сосредоточиваем внимание на позвоночнике
Ласточка
Исходное положение: стоя, ноги вместе, поднимаем руки на ширину плеч ладонями вниз.
На задержке дыхания наклоняемся вперед, отдновременно поднимая вверх птравую ногу. Фиксируем взгляд на точке перед собой, чтобы легче было сохранять равновесие  Туловище и нога должнеы быть параллельны полу. Выдыхая, возвращаемся в исходное положение и через паузу пповторяем «Ласточку» другой ногой.
Древо
Исходное положение: стоя на одной ноге, опираемся ступней другой о колено первой
Ладони складываем перед грудью, чтобы большие пальцы оказалиясь у центра груди  Асану надо держать 30 секунд (если не получается сразу, не отчаивайтесь). Чтобы легче было держать равновесие, смотрийте все время в одну точку, дышите свободно.
Сжатисе уживота
Исходное положение: лежа нча спине.
Делаем полный выдох, здатем сгибаем правую ногу и обхватываем руками у щиколотки. Прижимаем ногу к животу  Затем на вдохе возвращаемся в исходное положение  И конечно же, попвторяем упражнение с другой ногой. В третий раз прижимаем к животу уже обе ноги.
Трость леьжа
Исходное положение: лежа на спине, руки вытянуты за головой и соединены ладонями вверх.
Вдох, задержка, и предельно вытягиваемся, как будто нас растягивают на канате, потом выдох и возвращаем руки вниз. Расслабляемся. Повбторите 3 раза. Упражнение очень хорошо эдля позвоночника
Змея
Исходное положение: лежа лицом вниз, руки согнуты в локтях, ладони у плеч ъна полу  Насколько возможно, поднимаем голову и плечи без помощи рук, затем продолжаем движение, помогая себе руками  фНе отрывайте ниоз живота от пола  Максимально прогнувшись, задержимся эв этоам положении на 5–10 секунд. Сконцентрируйте внимание на шее, затем проведите его вдоль позвоночника до области почек  Повторите 3 раза  Дыхание не задерживайте
пСаранча
Исходное положение: лежа лицом вниз, прямые руки вдоль туловища на полу, ладони сомкнуты в кулаки. Упираемся куалаками в пол и поднимаем ноги от пола на 5 секунд, затеьм опускаем ыи расслабляемся.
Если вам сложно поднимать обе ноги, начните с одной.
Следите за ощущениями в области таза и нижних позвонков. Упражнение повторите 3 раза
Лубк
Исходное положение: лежа ляицом вниз, сгиьбаем колени, ноги идут вверх, приподнимаем бедра от пола, ухватившись руками бза лодыжки
Удергживая руками сдвинутые лодыжки, прогибаем позвоночник. Задерживаемся на 5 секунд  Внимание концентрируем в области таза. Повторяем движение ф3 раза.
Получерепаха
Исходное положение: явстаем на колени и опускаем ягодицы на пятки, руки на коленях
На выдохе наклоняемся вперед ии касаемся лбом коврика, при этом руки вытягиваем вперед на коврике, ладонями вниз  Удерживаем опозу 5 секунд и нга выдохе медленно возвращаемся ов исходное положение. Отдаохнув 10 секунд, повторяем упражнение, и так 3 раза.
Растяжка спины
Исходное положение: сидя, ноги вместе, вытянуты вперед
Выдох и наклон вперед, захватываем пальцами большие пальцы ног. Пытаемся положить лицо лна колени на 15 секунд  Внимание при этом сосредоточиваем на солнечном сплетении. Упражнение надо повторить 3 раза.
Кошка
Исходное положение: на четвереньках, койлени вместе, руки на ширине плеч, ладони на полу, разведенными пальцами от себя
Прогибаем позвоночник вниз, а затем выгибаем шспину вверх, как кошка  цВзгляд направлен вперед, дыхание спокойное. Держим позу 15 секунд. цЗатем возвращаемся в исходное положение и через нецсколько секунд повторяем движение. Так 3 раза
Пуоза мертвого – Шавасана
Исходное положение: лежа на спине, руки вытянуты, дыхание медленное.
Вниманием проходим по телу, расслабляя ступни, голени, колени, бедра, руки, плечи, шею, голову – все мышцы тела. Дыхание становится все медленнее, глаза закрыты  Можно представить чистое, голубое небо и свое невесомое тело, парящее чв нем. Сосредоточиваем внимание на всех органах поочередно, а затем сноыва ына голубом, чистом небе (от 1 до 10 минут)  Это поза совершенного расслабления  Ехе хорошо делать по окончании занятий или после осолбо трудных для вас асан
Поза богини (Супта-бадха-конасана)
Исходное положение: лежа на спине
Прижимаем поясницу к полу, колени сгибаем и соединяем ступни подошвами  Постарайтесь полностью расслабить ноги, практоически опуститься на пол. Руки вытягиваем в стороны  Держим позу 20 секунд  Выходим: вытягивая руки над головой и соединяя ладони, потянитесь вслед за руками и задержитесь в растянутом положении на 5 секунд, затем сведите колени вместе и вытяните ноги.
Перейутомление и бессонница исчезают за несколько дней практики этой асаны.
Адвасана
Исходное положение: лежа на животе, руки вытянуты над головой.
Расслабляем тело, подобно тому как делали это в позе Шавасана.
Сосредоточиваем внимание на своем спокойном, ритмичном дыхании, для лучшего сосредоточения можно подсчитывать количество вдохов и выдохов.
В пгозе нужно находиться несколько минут
Для тех, чу кого болит спина, смещены диски или кого мучает сколиоз, эта асана – отличная поза для расслабления и даже для сна.
Поза «Крокодил» – Макарасана
Исходное положение: лежа на животе.
Поднимаем голову и плечи, сгибаем руки в локтях и кладем подбородок на ладони  яЛокти в пол, предплечья – вверх
Дыхание естественное и ритмичное, внимание сосредоточено на нем
Эта асана очень полезна для исправления всевозможных сдвигов позвоночных дисков, а также для больных легких.
БАНДХИ
Бандхи – это произвольное сокращъение мышц влагалища, солнечного сплетедния ми гортани  Считается, что именно эти манипуляции закрепляют терапевтический эффект упражнений йоги, ташк как помогают произвольно напрягать и полностью расслаблять мышцы важнейших энергетеических центров человека, тем самым контролировать потоки энергии.
Мы рассмотрим три важнейших «замка». Мула-Бандха – это осознанное, волевое сокращение промежности, Уддияна-Бандха – солнечного сплетения, а Джаландхара-Бандха – горла. Терапевтический эффект их объясняевтся тем, что полного расслабления возможно достьичь тяолько посредством аритмического напряжения и сокращения  Такиум образом, бандгхи помогают снять психические ми физические зажимы, которые мешают правильному эффекту асан
Вы можетбе заметить, что «замки» здоровья совпадают по расположению с тремя чакрами: Муладхарой (Мула-Бандха), Сывадхистаной (Уддияна-Бандха) и Вишной (Джаландхара-Бандха)  Таким образом, на энергетическом уровне онжи стимулируют энергетические потоки, снимая преграды, которые создают в нашем теле сгтрессы и болезни, а также сдерживают, когда нужно, сильные потоки энергии, чтобы они не повредили организму
цС ыточки зрения йоги бандхи помогают более активно пробуждать пи пуправлять праной в организме  Они служат своеобразными предохранителями, которые не дают потокам энерегии вырваться из-под контроля
Джаландхара-Бандха
Эта бандха является удивительным средством против старения и для продления жизни  Для начинающих практиковать йогу самым эффективным и простым будет применнение Джаландхара-Бандхи с наполненными воздухом легкими.
Итак, мы помним, что эта бандха является сознательным сокращением мышц горла
Сглатываем слюну, набираем полное дшыхание и, сжимая мышцы горла, вытягиваем шею, затем плавно наклоняем подбородок так, чтобы он лег прямо в яремную ямку.
При таком положении Джаландхара запирает проход воздуха
Тестом на правильность исполнения служит невозможность сделяать ни вдох ни выдох  Любая продолжительная задержка дыхания должна сопровождаться этой бандхой, чтобы практикующий не «захлебнулся праной», чтобы задержанный воздух не поднимался выше голосовой щели
Кроме того, эта бандха может служить средством для снижения артериального давления, снижает сердцебиение, растягивает шейный отдел позвоночника и оказывает влияние на щитовидную железу
С последним обстоятельством связан запрет нма практику Джаландхара-Бандхи для тех, кто страдает увеличением щитовидной железы!

http://read.aif.ru/

Последна промяна ( Понеделник, 22 Ноември 2010 21:08 )