ЦЗЮАНЬ ТРЕТИЙ Раздел восьмой РАССУЖДЕНИЕ О ТАЙНОЙ ИСТИНЕ, БЛАГОУХАЮЩЕЙ ВОЛШЕБСТВОМ ПОЗНАНИЯ Хуан-Ди спрашивает: — Хочу знать об иерархии функций двенадцати внутренних органов, какие являются главными, а какие играют менее важную роль?
Ци-Бо говорит в ответ:
— Ты задал большой вопрос, и я буду отвечать по порядку. Сердце в организме выполняет функцию правителя. Из сердца исходит свет духа-шэнь. Легкие исполняют передаточную (от правителя) функцию, из них исходит ритм порядка. Печень выполняет функцию полководца, из нее исходят стратегические планы. Желчный пузырь выполняет функцию наведения внутреннего порядка, из него исходят решения и суждения. Перикард выполняет функцию слуги-посланника, из него исходит радость и веселье. Селезенка выполняет функцию амбара, хранилища, из нее происходит пять вкусов. Толстая кишка выполняет функцию передаточного пункта, она является источником преобразования и трансформаций. Тонкая кишка выполняет функцию приемника-накопителя, в ней трансформируются продукты организма. Почки выполняют функцию придания силы, из них исходит умение в мастерстве. Три обогревателя выполняют функцию пробивания заторов, они создают водные каналы. Мочевой пузырь выполняет функцию накопления воды, в нем сохраняются жидкости организма, и потому он способен являться источником трансформаций дыхания-ци. Все эти двенадцать функций должны действовать слаженно. Ибо если владыка светел, то и низы спокойны, и именно таким образом укрепляется здоровье и достигается долголетие. В результате человек до конца дней своих не подвергается опасностям. Если именно так осуществляется низведение небесного, тогда достигается великое процветание. Если хозяин не обладает мудростью, тогда и двенадцать функций находятся в опасности. В результате перекрываются пути, нарушается сообщение, телесной форме наносится великий вред. Если таким образом укрепляется здоровье, тогда быстро приходишь к гибели. Если таким образом низводить небесное, то в основе данного подхода лежит большая опасность, а потому следует остерегаться. Достижение пути осуществляется в мельчайшем-таинственном, и трансформации не могут истощиться. Так кто же способен познать их источник? Воистину, сложное это дело. И даже талантливые люди усердно изучая, разве могут постичь они сущность происходящего? А темные неучи, разве могут понять они, в чем кроется польза такого постижения? Ведь цифры туманного небытия, они рождаются в мельчайших долях бытия, и лишь цифры бытия, мельчайшие цифры, они выражаются количественно, и умножая их в тысячи и десятки тысяч раз, можно дорасти до великого, и потом развивая великое, можно прийти к созданию телесной формы и руководству ей. — Прекрасно! Я услышал замечательную, глубочайшую истину. Таково дело великого мудреца. Однако что касается передачи истины с великим пути-Дао, то, не очистив сердце свое постом-воздержанием, не выбрав благоприятный день, я не осмелюсь воспринять эту истину. Потом Хуан-Ди избрал благоприятный день, предвещающий удачный исход, и в этот день поместил истинную книгу в «зал благоухания»85 в «чудесной башне»86, с тем, чтобы передать в дальнейшем эти истинные знания последующим поколениям.
Раздел девятый О СООТВЕТСТВИИ ПРИЗНАКОВ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ШЕСТИ СОЧЛЕНЕНИЯМ Хуан-Ди говорит: — Я слышал, что на небе в результате сочетания шести с шестью87 соединениями получается годичный период. В человеке же в результате сочетания девяти с девяткой88 в системе организма протекает жизнь, и кроме того в человеческом организме насчитываются 365 сочленений, в результате чего небо и земля способны длить свое существование. Однако я не до конца понимаю, что под этим подразумевается? Ци-Бо говорит в ответ: — Воистину, задал ты очень умный вопрос. Попробую жe поэтапно ответить тебе на твой вопрос. Нужно сказать, что соединение шестерки с шестеркой, а также система сочленения девятки с девяткой дает возможность сохранять истинный небесный ритм движения в соответствии с числом дыания-ци. Доля-ритм небесного движения, это то, посредством чего осуществляется движение солнца и луны. Число дыханий-ци — это то, посредством чего осуществляется претворение жизни. Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а луна это субстанция инь. Движение из упорядоченного, а цикличность подчиняется определенным законам (взаимодействия неба и земли). Мерой движения солнца является одна доля-ритм, а мерой движения луны является тридцать с половиной долей-ритмов. Таким образом складываются вместе большие и малые луны, и 365 дней образуют один год. Однако, в связи с тем, что лун недостаточно, образуется излишек сочленений дыханий-ци (цзе-ци)89, и потому вставляются добавочные луны. Определяют начало года, потом посредством гномона уточняют средину, проводят вычисления для последующего этапа и определяют конец. Таким образом совершается небесный цикл. — Я уже выслушал о небесном цикле-ритме, а теперь «хочу узнать, каким образом он сочетается с количеством дыханий-ци? — Небо, значит, шесть раз по шесть составляет цикл, а земля руководствуется в своей системе сочетанием девять раз по девять. На небе существует обозначение десяти дней, он повторяется шесть раз, после чего начинается новый шестидесятидневный цикл. Шесть раз повторяется цикл в шестьдесят дней (который начинается со знака цзя)91, и заканчивается годовой цикл. Таков закон цикличности 360 дней. Ибо с древних времен небо понималось именно таким образом, и корень рождения заключается в субстанциях инь и ян. Дыхание-ци девяти областей (земли) и девяти отверстий (человеческого организма) обязательно сообщается с дыханием-ци неба. Таким образом рождается пять (стихий). А дыханий-ци существует три92. В результате утроения получается небо. В результате утроения получается земля. В результате утроения получается организм. Когда утраивается тройка, получается девятка. На земле она представлена девятью разделами, а в организме девять разделов соответствуют девяти внутренним органам. Таким образом телесных органов существует четыре (желудок, толстая кишка, тонкая кишка и мочевой пузырь), а духовных (шэнь) органов существует пять (сердце, печень, селезенка, легкие и почки). Таким образом всего будет девять органов, которые соотносятся с небесным дыханием-ци. — Я уже выслушал о соединении шестерки с шестеркой и девятки с девяткой, вы, мудрец, сказали, что накапливается, дыхание-ци, и таким образом получается вставной месяц. Хотелось бы знать, что именуется дыханием-ци? Просветите мое невежество, рассейте мои сомнения в этом вопросе, о мудрый! — Это тайна, которую хранит верховный владыка Шан-Ди93, а мой учитель поведал мне этот секрет. — Так поведай мне этот секрет! — Пять дней составляют период-хоу94. А три хоу называются дыханием-ци. Шесть дыханий-ци составляют один сезон года. А четыре сезона составляют один год. Каждый из сезонов управляет соответствующей стихией. Таким образом движения пяти стихий преемствуют друг друга, управляя всем сущим, и заканчивается годичный цикл после последнего дня, после которого все повторяется сначала. Устанавливаются четыре сезона, а по сезонам распределяются дыхания-ци, и движение подобно кругу, не имеющему конца. Точно так же повторяются периоды-хоу. Потому и говорится: если не знаешь, каким образом прибавляется годичный цикл, каковы периоды расцвета и упадка дыхания-ци, в результате чего возникает пустота и наполнение, тогда не сможешь стать мастером. — Если начинаются пять движений, и движение осуществляется подобно кругу, не имея конца, то что имеется в виду, когда говорится об избыточности и недостижении? — Пять дыханий-ци сменяют друг друга в течение времени, и для каждого есть время порождения, расцвета и опустошения; они сменяют друг друга, и данный закон действует постоянно. Божественный земледелец Шэнь-нун — Что же такое ровное дыхание-ци? — Это когда нет ошибок. — Какова ситуация, характерная для избыточности и недостижения? — Эти ситуации уже описаны в древних канонических книгах. — Что имеется в виду, когда говорится о преодолении-шэн95? — Весна преодолевает-побеждает длинное лето; длинное лето побеждает зиму. Зима побеждает лето. Лето побеждает осень, а осень побеждает весну. Таковы законы победы пяти стихий по сезонам. И каждое дыхание-ци предназначено определенному органу-цзан. — Каким образом можно узнать о взаимной победе стихий друг над другом? — В первую очередь следует определить, когда начинается сезон дыхания-ци. Обычно отсчет начинается с начала весны ли-чунь96. И если определенный сезон еще не наступил, а дыхание-ци соответствует данному сезону-ци, то такая ситуация называется избыточностью тай-го97. При избыточности может происходить подавление, угнетение дыхания-ци сезона, которым оно не должно побеждаться. Кроме того происходит притеснение дыхания-ци, которым оно должно побеждаться. Такая ситуация называется разнузданностью дыхания-ци или ци-инь90. Если же сезон уже наступил, а дыхание-ци еще не пришло в соответствующую форму, то данная ситуация называется недостижением. В данном случае то, что побеждает, ведет себя абсурдно-хаотично, а то, что порождается, наоборот, заболевает, так как то, что не побеждается, подавляет его. Такая ситуация называется подавлением дыхания-ци. Когда говорится об ожидании прихода дыхания-ци, то имеется в виду, что во время прихода определенного дыхания-ци нужно очень внимательно следить за изменениями характеристик времени, чтобы можно было предсказать эти изменения в зависимости от смены периодов-хоу и периодов цзе-ци99. Если не соответствуешь времени или нарушаешь законы данного периода, не различаешь времени расцвета пяти стихий, тогда внутри организма возникают патологические процессы, которые не сможет остановить даже искусный врач. — Бывает ли так, что теряется связь между дыханием-ци? — Дыхание-ци голубых небес не может терять своего постоянства. Если же теряется связь между дыханием-ци, то подобное явление называется отсутствием постоянства, а когда отсутствует постоянство, возникают патологические изменения. — Что это за патологические изменения, которые возникают при потере постоянства? — Если возникают изменения, то это приводит к возникновению болезни. Если при этом имеет место явление преодоления (подразумевается взаимодействие стихий организма с дыханием-ци конкретного сезона, когда возникает заболевание, тогда болезнь будет не слишком сильной. Если же имеет место непреодоление, тогда болезнь будет протекать тяжело. Если же при этом на больного сильно воздействуют внешние патогенные факторы, тогда болезнь заканчивается смертью. Так что если наблюдается несоответствие ритма организма с временным ритмом конкретного момента, тогда болезнь незначительна по степени воздействия на организм; если же ритм совпадает, тогда болезнь протекает тяжело. — Хорошо. Я слышал о том, что дыхание-ци пребывает в гармонии, оно может обладать телесной формой. И для всех изменений-вариаций должны существовать истинные имена. Движения неба и земли, трансформации субстанций инь и ян в каждой из десяти тысяч сущностей распределяется по-разному, и мне хотелось бы узнать об этом подробнее. — Воистину задал ты тонкий вопрос! Небо в его предельной широте невозможно измерить никакими мерами. Земля в се величии также не поддается метрическим измерениям. И поэтому в ответе на ваш вдохновленный, божественный вопрос попробую изложить все в соответствии с истинным порядком. Травы порождают пять цветов (имеется в виду расцветка), однако посредством всех возможностей зрения невозможно охватить все оттенки этих пяти цветов. Травы порождают пять вкусов, однако нельзя определить границы красоты всех этих пяти вкусов, ибо при пробованы и съедобных продуктов вариации вкусовых ощущений всегда разнообразны. Небо посылает человеку пять дыханий-ци, а земля питает человека пятью вкусами. Пять дыханий-ци попадают в организм через нос, они сохраняются в сердце и легких. Это дыхание поднимается в верхнюю часть организма, и в результате человек различает цвета и оттенки, может отчетливо слушать звуки и голоса. Пять вкусов попадают в организм через рот. Они сохраняются в кишечнике и желудке. Если эти пять вкусов сохраняются, тогда они питают пять дыханий-ци между собой в гармоничных взаимоотношениях, тогда жидкости организма создают друг друга, и в результате дух-шэнь оздоравливает сам себя. — Каковы знаки, соответствующие внутренним органам? — Сердце представляет собой основу жизни. Это место, где пребывает дух-шэнь. Цветком сердца является лицо; полноты воплощения сердце достигает в кровеносных сосудах. Оно представляет собой сверх-ян внутри субстанции ян. Оно сообщается с дыханием-ци лета. Легкие — это основа дыхания-ци. В них располагается душа-ци. Цветком легких являются волосы на коже, а полностью выражаются они в состоянии кожи. Они представляют собой сверх-инь внутри субстанции ян. Легкие сообщаются с дыханием-ци осени. Почки управляют процессом засыпания-сохранения. Они .представляют собой основу сохранения в укрытии. В них располагается семя-цзин. Цветком почек являются волосы на голове. А полное выражение они получают в костях. Они представляют собой малую субстанцию инь внутри субстанции инь. Они сообщаются с дыханием-ци зимы. Печень — это орган, отвечающий за физическое утомление и усталость. В ней располагается душа-хунь. Цветами печени являются ногти. Полное выражение она находит в сухожилиях. Печень порождает кровь и дыханис-ци. Ей соответствует кислый вкус. Ее цвет — голубой. Она представляет собой малую субстанцию ян внутри субстанции ян. Печень сообщается с дыханием-ци весны. Селезенка, желудок, толстая кишка, тонкая кишка, три обогревателя, мочевой пузырь. Эти органы отвечают за накопление припасов. В них пребывает питающее дыхание ин-ци. Их можно назвать сосудами для припасов. Они способны перерабатывать и отбрасывать грязную составляющую продуктов, они распространяют-передают вкусы (имеются в виду также и продукты, носители вкусов). Цветком этих органов являются мышцы вокруг губ. А полное выражение они получают в мышцах тела. Им соответствует сладкий вкус; а из цветов — это желтый. Они являются крайним выражением субстанции инь. Они сообщаются с дыханием-ци стихии почвы. Всего имеется одиннадцать органов, и деятельность их определяется желчным пузырем. Таким образом, если в точке жэнь-ин100 («навстречу человеку») прощупывается пульс, который на порядок сильнее обычного, это значит, что болезнь действует в меридиане малый ян. Если пульс на два порядка сильнее обычного, значит, болезнь действует в меридиане сверх-ян. Если пульс на три порядка сильнее обычного, значит, болезнь действует в меридиане светлый ян. Если пульс на четыре порядка сильнее обычного, то это свидетельствует о полном блокировании деятельности субстанции ян. Если в точке цунь-коу101 («отверстие величиной в цунь») прощупывается пульс, который на порядок сильнее обычного, значит, болезнь действует в меридиане недостаточный инь. Если пульс на два порядка сильнее обычного, значит, болезнь действует в меридиане малый инь. Если пульс на три порядка сильнее обычного, значит, болезнь действует в меридиане сверх-инь. Если пульс на четыре порядка сильнее обычного, это значит, что действие субстанции инь полностью блокировано. В тех случаях, когда в точках жэнь-ин и цунь-коу пульс ощущается в четыре раза сильнее обычного, это свидетельствует о нарушении связи между субстанциями инь и ян. При чрезмерном наполнении пульса, когда теряется связь между субстанциями инь и ян, если нет возможности достичь нормального состояния семени-цзин дыхания-ци неба и земли, тогда больной умирает.
Раздел десятый ПОРОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ПЯТИ ОРГАНОВ-ЦЗАН На внешнем уровне сердцу соответствуют кровеносные сосуды, и расцвет деятельности сердца выражается в цвете лица. Легким на внешнем уровне соответствует кожа, а расцвет деятельности легких выражается в состоянии волос на коже. Внешним выражением печени являются сухожилия, а расцвет деятельности выражается в состоянии ногтей. На внешнем уровне селезенки соответствуют мышцы, а расцвет ее деятельности выражается в состоянии губ. Селезенка является хозяином печени. Внешним выражением почек являются кости, а расцвет их деятельности выражается в состоянии волос на голове. Они управляют селезенкой. Так что, если есть слишком много соленого, тогда нарушится проходимость кровеносных сосудов, и изменится в худшую сторону цвет лица. Если есть слишком много горького, тогда кожа будет сохнуть, а волосы на коже будут выпадать. Если есть слишком много острого, тогда сухожилия будут сокращаться, а ногти будут усыхать. Если есть слишком много кислого, тогда мышцы будут сморщиваться, а губы станут задираться вверх. Если есть слишком много сладкого, тогда кости будут болеть, а волосы на голове повыпадают. Таким образом пять вкусов могут наносить вред организму. Потому сердце предпочитает горькую пищу; легкие предпочитают острую пищу; печень предпочитает кислую пищу; селезенка предпочитает сладкую пищу; почки предпочитают соленую пищу. Таким образом пять вкусов сочетаются с дыханием-ци пяти органов-цзан. Поэтому если видишь синеватый цвет пожухлой травы, то это признак умирания. Если наблюдается желтый цвет, как у плодов понцируса трехлисточкового, то это признак умирания. Если наблюдается цвет черный, как цвет фитиля, то это признак умирания. Если наблюдается цвет красный, похожий на цвет свернувшейся крови, то это признак умирания. Если наблюдается белый цвет, похожий на цвет высохших костей, то это признак умирания. Таковы пять цветов, которые свидетельствуют о дальнейшем ухудшении состояния. Если наблюдается синий цвет, похожий на перья зимородка, то это признак оживания. Если наблюдается красный цвет, похожий на цвет петушиного гребня, то это признак оживания. Если наблюдается желтый цвет, похожий на цвет крабьего брюшка, то это признак оживания. Если наблюдается белый цвет, похожий на цвет свиного сала, то это признак оживания. Если наблюдается черный цвет, похожий на цвет вороньих перьев, то это признак оживания. Таковы пять цветов, которые свидетельствуют о дальнейшем улучшении состояния. Если происходит оздоровление сердца, тогда на лице наблюдается такой цвет, который появляется, если в тонкий белый шелк завернуть киноварь. Если происходит оздоровление легких, тогда на лице наблюдается такой цвет, который появляется, если в «тонкий белый шелк завернуть розовый краситель. Если происходит оздоровление печени, тогда на лице наблюдается такой цвет, который появляется, если в тонкий белый шелк завернуть лазоревую материю. Если происходит оздоровление селезенки, тогда на лице наблюдается такой цвет, который наблюдается, если в тонкий белый шелк завернуть пурпур. Таковы внешние признаки оздоровления пяти органов-цзан. Соответствие цветов и вкусов пяти органам-цзан Белый цвет соответствует легким. Им тоже соответствует острый вкус. Красный цвет соответствует сердцу, ему же соответствует горький вкус. Синий цвет соответствует печени, ей же соответствует кислый вкус. Желтый цвет соответствует селезенке, ей же соответствует сладкий вкус. Черный цвет соответствует почкам, им же соответствует соленый вкус. Потому кожа имеет белый цвет, кровеносные сосуды — красный, сухожилия — синие, мышцы — желтые, а кости имеют черный цвет. Все сосуды-каналы подчиняются глазам. Весь костный мозг подчиняется головному мозгу. Все сухожилия подчиняются суставам. Вся кровь подчиняется сердцу. Все дыхание-ци подчиняется легким. Таким образом можно обозначить утренний и вечерний цикл для восьми ручьев четырех конечностей. Так, человек ложится спать, и кровь в его организме собирается в печени, и так как кровь принимается печенью, человек способен видеть. Когда ноги принимают кровь, они способны ходить. Когда ладони принимают кровь, они способны сжиматься; когда пальцы принимают кровь, они способны брать. Если человек после просыпания подвергается патогенному воздействию ветра, тогда при застое крови в области кожи у человека появляется ревматизм. Если кровь застаивается в каналах, тогда нарушается циркуляция дыхания-ци и крови. Если кровь застаивается в ногах, тогда циркуляция нарушается в конечностях. То есть в этих трех случаях кровь движется и не возвращается в пустое пространство, а потому синдром называется би-цзюэ. В человеческом организме насчитывается двенадцать подразделений на большие долины-гу (по теории «Вопросов о простейшем» большое соединение мышц называется долиной-гу, а малое соединение мышц называется ручьем-си), и, кроме того, насчитывается 354 наименования малых ручьев-си. Недостающие двенадцать точек-шу — это места, в которых останавливается движение охранительного дыхания вэй-ци. В эти места проникает патогенное дыхание-се-ци. Если воздействовать иглами или камнями, можно изгнать патогенное дыхание. Основой диагностики заболеваний являются знания пяти определенных импульсов. Но если хочешь познать причины-основы, сначала необходимо понять порождающие их факторы. Таким образом пять определений представляют собой пять пульсов. Так что если у человека болит макушка головы, то значит, что в нижней части опустошение, а в верхней части наполнение. Если болезнь распространяется, тогда она поражает меридианы малый инь на ноге и сверх-ян на ноге. Когда она достигает высшей точки своего развития, она проникает в почки. Когда подергиваются глаза, зрение нечеткое, тело покачивается, когда больной перестает различать предметы, в ушах нарушается слух, то это значит, что в нижней части наполнение, а в верхней части организма — опустошение. Эта болезнь распространяется в меридианы малый ян на ноге и недостаточный инь на ноге. При сильной степени развития она поражает печень. Когда живот наполнен, ощущается пучение и распирание, так что оказывается давление на ребра, то это значит, что в нижней части организма недостаточность-цзюэ, а в верхней части расцвет-мао. Данная болезнь распространяется в меридианах сверх-инь на ноге и светлый ян на ноге. Если у больного кашель, дыхание-ци поднимается вверх, нарушение циркуляции имеет место в грудной клетке, тогда болезнь распространяется в меридианы светлый ян на руке и сверх-инь на руке. Если у больного томительное ощущение в сердце и головная боль, то это значит, что болезнь находится в области диафрагмы. Она распространяется в меридианы сверх-ян на руке и малый инь на руке. Пульс бывает маленький, больной, скользящий, шероховатый, поверхностный и глубокий, и таким образом его и обозначают. Состояние пяти внутренних органов можно определять по внешним признакам, пользуясь соответствиями. Если знаешь, то сможешь различать звуки, которые соответствуют пяти внутренним органам. Небольшие изменения пяти цветов, определение, которых необходимо для постановки диагноза, можно заметить при помощи глаз. Если можешь сопоставлять данные пульсов и изменений цвета, тогда во всех случаях сможешь правильно определить болезнь. Если преобладает красный цвет, а удары пульса резкие и твердые, тогда можно поставить диагноз, согласно которого дыхание-ци скапливается внутри организма. Данное заболевание часто возникает в результате переедания. Оно называется нарушением проходимости сердца. Если данное заболевание возникает в результате внешних патогенных воздействий, то причиной его является чрезмерная задумчивость, которая приводит к опустошению сердца, и именно в этот момент организм наиболее уязвим для воздействия патогенных факторов. Если преобладает белый цвет, а удары пульса ощущаются как частые и поверхностные, то это значит, что в верхней части имеет место опустошение, а в нижней части — наполнение. Больной часто испытывает страхи. В этом случае дыхание-ци скапливается внутри грудной клетки. Если удары пульса частые и пустые, тогда болезнь называется нарушением проходимости легких фэй-би 102. Если у больного при этом возникают лихорадочные явления, это значит, что в состоянии опьянения он вступал в половую связь. Если преобладает синий цвет, а при этом удары пульса ощущаются как длинные, и одновременно на левой и правой руках они хлесткие, это значит, что патогенное дыхание-ци скапливается в области сердца под ребрами. Данное заболевание называется нарушением проходимости печени. В большинстве случаев оно возникает в результате воздействия холода и влаги. Патологические процессы в этом случае похожи на те, которые имеют место при грыжах. Больной ощущает боли в пояснице, у него холодеют нижние конечности, болит голова. Если преобладает желтый цвет, а удары пульса ощущаются как большие и пустые, это значит, что патогенное дыхание-ци скапливается в брюшной полости. В этом случае нарушается циркуляция дыхания-ци, и потому данное заболевание называется грыжей с нарушением циркуляции. У детей и женщин данное заболевание протекает аналогично. Данная болезнь возникает в том случае, если у человека вспотели четыре конечности, и после этого на них воздействовал ветер. Если преобладает черный цвет, а удары пульса в верхней части зоны определения пульса ощущаются как твердые-цзянь и большие, то это значит, что патогенное дыхание-ци скапливается в нижней части живота, в области половых органов. Данное заболевание называется нарушением проходимости почек. Болезнь в большинстве случаев возникает после того, как больной ложится спать, умывшись холодной водой, а во сне тоже замерзает. Рассмотрим все пять цветов. Если у больного наблюдаются такие признаки, как желтое лицо и синие глаза, желтое лицо и красные глаза, желтое лицо и белые глаза, желтое лицо и черные глаза, то все это признаки дальнейшего ухудшения здоровья. Если у больного лицо синее и глаза красные, лицо красное и глаза белые, лицо синее и глаза черные, лицо черное и глаза белые, лицо красное и глаза синие, то все эти признаки свидетельствуют о дальнейшем ухудшении состоянии. ЦЗЮАНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ Раздел одиннадцатый РАССУЖДЕНИЕ О РАЗЛИЧИЯХ МЕЖДУ ПЯТЬЮ ОРГАНАМИ-ЦЗАН Император Хуан-Ди спрашивает: — Я слышал, что люди, сведущие в магических искусствах, в некоторых случаях головной и костный мозг причисляют к органам-цзан, а в других случаях кишечник и желудок называются органом-цзан. А другие люди считают эти органы органами-фу. Так что наблюдаются противоречия в точках зрения, и каждый взгляд претендует на правильность. Потому трудно разобраться, кто же прав в этом вопросе. Хотелось бы услышать об этом. Ци-Бо отвечает: — Возьмем головной мозг, костный мозг, кости, сосуды, желчный пузырь, матку у женщин. Эти шесть органов рождаются, принимая в себя дыхание-ци земли. Они сохраняют в себе субстанцию инь, и потому образом их является земля. Так как данные органы выполняют функцию сохранения, но не отдают хранящееся в себе вещество, то они называются необычными органами-фу. Такие пять органов, как желудок, толстая кишка, тонкая кишка, три обогревателя, мочевой пузырь, порождаются небесным дыханием-ци. Символом-знаком их дыхания-ци является небо. Эти органы постоянно опорожняются и ничего в себе не сохраняют. В них попадает мутное дыхание-ци пяти органов-цзан. Потому они называются органами-фу, проводящими, выполняющими функции трансформации и передачи. В них вещество не может оставаться долго, так как они опорожняются, проводя его (дальше Врата души-по103) также выполняют поручения пяти органов цзан, проводя их грязное дыхание-ци, потому отработанная пища не может сохраняться здесь в течение долгого времени. Так называемые пять органов-цзан (хранилищ-сокровищниц) сохраняют тончайшее дыхание-ци семени-цзин и не проводят его дальше, потому они постоянно пополняются, но не могут наполниться. Шесть органов-фу проводят и трансформируют материю, потому они полны и не могут наполняться. Дело обстоит таким образом, что пища попадает в организм через рот, и в этом случае желудок полон, а кишечник пуст. Когда же пища выходит из организма, тогда кишечник полон, а желудок пуст. Потому и говорится, что полны и не могут наполняться, или же пополняются и не могут наполниться. — Каким образом получается, что отдельное место «отверстие дыхания» ци-коу контролирует пять органов цзан? — Желудок представляет собой море, в котором накапливается вода и злаки (имеется в виду пища); он является великим источником для пополнения шести органов-фу. Пять вкусов через рот попадают в организм, они сохраняются в желудке. Они питают дыхания-ци пяти органов-цзан. Отверстие дыхания-ци относится к меридиану сверх-инь (имеется в виду меридиан селезенки сверх-инь на ноге). Таким образом дыхание-ци и питающие вещества пяти органов-цзан и шести органов-фу, все они происходят из желудка, и при патологических процессах характеристики наблюдаются в отверстии дыхания. Таким образом пять дыхание-ци попадают в организм через нос, они сохраняются в сердце и легких. Если имеет место заболевание сердца или легких, тогда нарушается проходимость носа. При лечении заболевания в первую очередь необходимо наблюдать за взаимодействием верха и низа, изучая соответствующие показания пульсов. Следует наблюдать ментальное-эмоциональное состояние больного и сравнивать его с течением патологических процессов в организме. С тем, кто верит только в воздействие злых и добрых духовных сил гуй-шэнь104, нельзя говорить о высшей истине (лечение заболеваний). С теми, кто плохо относится к лечению иглами и камнями, невозможно говорить о высшем мастерстве в лечении болезней. Если человек не допускает, что его болезнь можно вылечить, то его болезнь действительно нельзя будет вылечить, и любые методы лечения не принесут успеха. — Когда врачи лечат болезни, то для каждого конкретного случая они применяют свои методы. Каким образом следует лечить, чтобы во всех случаях добиваться успеха? — Это зависит от характеристик местности. Так, например, в восточных районах происходит начало-рождение неба и земли, в этих местах добывают рыбу и соль. Это прибрежные и приречные районы. Народ, живущий в этих районах, питается рыбой и любит соленое. Люди живут в опрятных, чистых жилищах и едят вкусную пищу. Однако чрезмерное потребление рыбы приводит к скоплению жара внутри организма, а чрезмерное потребление соли вредит крови. Потому у людей, живущих в этих местах, темная кожа, а поры в коже довольно большие и частые. В основном у этих людей появляются нарывы и язвы. Для лечения таких болезней следует применять каменные иглы. Потому каменные иглы происходят из восточных районов. Запад — это страна металла и благородных камней. Там везде есть песок и камни. В данном месте собирается-стягивается дыхание неба и земли. Люди в этих местах живут на холмистых землях, где дуют сильные ветра. Вода и почва здесь упругие и сильные. Люди не носят одежды из хлопка, а предпочитают изделия из шерсти. Пища у них чрезвычайно хорошего качества, они едят много жирного мяса. А потому патогенные факторы не способны нанести вред их телесной форме. Болезни возникают внутри организма. Лечить их следует лекарственными препаратами из ядовитых трав. Потому такие лекарственные препараты в большинстве случаев происходят из западных районов. Север — это место, где происходит сохранение в укрытии. Здесь жилища устраиваются на высоких горах. Дуют холодные ветры, свирепствуют холодные зимы. Люди здесь обитают в диких местах, и питаются главным образом молочными продуктами. В результате того, что холод воздействует на внутренние органы, здесь легко возникают болезни, связанные с отеками и наполнением. Лечить их следует посредством прижигания. Потому прижигание происходит с севера. Юг — это место, главной характеристикой которого является рост и развитие. Это место, где в изобилии имеется субстанция ян. Земля здесь низкая, и вода и почва мягкие. В этом месте концентрируются туманы и росы. Здесь люди любят кислое и едят много маринованного мяса. Потому у людей здесь плотная кожа, красного цвета. Среди болезней здесь характерны судороги и потеря чувствительности. Эти болезни лечат в основном иглами. Потому иглы происходят с юга. В центре земля ровная, а действует здесь влага. В результате здесь небо и земля порождает тьму вещей, и потому их здесь больше, чем в других районах. Люди едят разнообразную пищу, и не переутомляются. Потому чаще всего здесь случаются параличи, потеря сил, нарушение циркуляции, лихорадки. Лечить эти заболевания лучше всего посредством массажа и психофизических упражнений. Потому подобные практики происходят из центральных земель. Потому мудрецы при лечении применяли разные методы, в каждом случае подбирая необходимый способ воздействия. Потому они могли упорядочить любое отклонение, вылечить любого больного. Если знаешь характер заболевания, то сможешь и подобрать нужный способ его лечения.
Раздел двенадцатый РАССУЖДЕНИЕ О ПЕРЕМЕЩЕНИИ СЕМЕНИ-ЦЗИН И ИЗМЕНЕНИИ СОСТОЯНИЯ ДЫХАНИЯ-ЦИ Хуан-Ди спрашивает: — Я слышал, что в древности для лечения заболеваний применяли только перемещение семени-цзин и изменение состояния дыхания-ци, а потому могли прибегать только к заклинательным практикам, в результате чего больной излечивался. В нынешние времена для лечения внутренних патологий применяют лекарственные средства, а для лечения внешних болезней применяют иглы и камни. И все равно, в некоторых случаях излечивают болезнь, а в других ситуациях успех не достигается. Почему так? Ци-Бо говорит в ответ: — В древние времена люди жили среди диких животных и птиц. Они двигались, чтобы справиться с холодом, и укрывались в тенистых местах, чтобы переждать жару. Внутри у них не было привязанностей и стремлений, которые бы утомляли их внутренний мир. Вовне они не стремились к славе и признанию, потому не наносили вреда телесной форме. Жили они в спокойной безмятежности, а потому патогенные факторы не могли проникнуть глубоко в организм. Потому не нужно было применять лекарств для лечения внутреннего, и не требовалось использовать иглы и камни для лечения внешнего. Они могли применять заклинания-молитвы для перемещения семени-цзин, в результате чего болезнь проходила. В настоящее время дела обстоят по-другому. Огорчения и беспокойства воздействуют на внутреннее, а изнурение тела вредит внешнему. Теряется ритм смены четырех стадий временного цикла, которому разучились следовать. Человек не сохраняет необходимых состояний, чтобы правильно воспринимать жар и холод. На его организм многократно воздействуют патогенные ветра, утром и вечером поражает его опустошение и патогенные отклонения, которые внутри достигают пяти органов-цзан и костного мозга, а вовне разрушаются отверстия и пустоты, мышцы и кожа. Потому небольшое заболевание развивается и становится серьезным, а большое заболевание приводит к смерти. Так разве могут в таком состоянии помочь заклинания? (Заклинания представляли собой один их тринадцати разделов медицины. В одной из глав трактата «Лин-шу», или «Ось духа», говорится: «В прошлом кудесники очень хорошо знали, как бороться с любыми заболеваниями, и в первую очередь они определяли причину заболевания, после чего было достаточно применить заклинания-молитвы, чтобы болезнь прошла ». Следует помнить, что эти самые кудесники владели искусством биоэнергетического психотренинга в большей степени, чем современные специалисты по парапсихологии и экстрасенсорному воздействию, так как были носителями и приемниками долгой традиции, потому иероглиф, который за недостатком фактических знаний приходится переводить как заклинание, может означать специфический способ взаимодействия врача и больного, в настоящее время не применяемый в связи с неумением и отсутствием традиций). — Хорошо. При осмотре больного мне необходимо видеть тенденции изменения его состояний, улучшение или ухудшение, необходимо разрешить сомнения относительно характеристик пульса. Хочется знать сущность этих вопросов, и чтобы знания мои были ясны, как свет солнца и луны. Могу ли получить ответ на свой вопрос? — Диагностика по цвету и пульсу, это то, чему уделяли огромное внимание владыки высокой древности, а наставники древности передавали эту традицию. В высокой древности владыка поручил Цзю Дай-цзи105 разобраться в вопросах диагностики по цвету и пульсу, понять закономерности их изменений, соотнести и сопоставить эти закономерности с действием стихий металла, дерева, воды, огня и почвы, с изменением четырех сезонов, восьми ветров, шести соединений. Нужно было понять закономерности изменений и взаимодействия, и на основании этого следовало изучить сокровенные секреты, постичь сущность данного искусства. И вес эти принципы и установки применяются в клинической практике при рассмотрении цвета и пульса. Цвет соответствует солнцу, а пульс соответствует луне. Нужно постоянно изучать закономерности данного соответ¬ствия и руководствоваться ими в своей практической деятельности. Изменения цвета соотносятся с характеристиками пульсов четырех стадий временного цикла-сезонов. Именно этому моменту уделяли основное внимание владыки древности, они были способны жить в единстве со светом духа-шэнь, и потому отдаляли от себя смерть и приближали к себе жизнь. Они следили за сохранением жизни, и жили долгий век, а имя им было — совершенномудрые правители. Во времена средней древности в большинстве случаев врач начинал лечить болезнь, когда она уже поразила организм. Вначале в течение десяти дней он давал больному настойки и отвары, пытаясь таким образом изгнать из организма патогенные факторы восьми ветров и пяти нарушений чувствительности у-би. Если через десять дней болезнь не проходила, тогда врач давал больному отвар, который готовился одновременно из листьев и веток и корней трав, и если врач правильно устанавливал причину заболевания, если верхушки и корни соответствовали друг другу, тогда ему удавалось изгнать из организма патогенное дыхание-ци. В последующие времена врачи уже не пользовались такими интимными принципами, и во время лечения они уже не брали за основу четыре стадии временного цикла, они не знали, каково отражение солнца и луны в организме, не исследовали прямое и обратное направление движения процессов организма. Только когда болезнь уже поражала организм, они начинали использовать маленькие иглы вэй-чжэнь106 для того, чтобы воздействовать на внешнее, а для воздействия на внутреннее применяли отвары и настои. И даже если эти грубые ремесленники от медицины считали, что достигли успеха в лечении болезни, тем не менее в действительности как только проходила старая болезнь, как тут же начиналась новая. — Хотелось бы мне выслушать, в чем же заключается основная истина лечения болезней? — Самый главный принцип лечения заболеваний заключается в том, чтобы не ошибиться в определении цвета пульса (то есть в постановке диагноза), а при использовании поставленного диагноза нельзя сомневаться в его верности. Таков главный метод лечения заболеваний. Если же перепутаешь прямое и обратное направление движения дыхания-ци в организме, если не найдешь соответствия корням и верхушкам, тогда и дух загубишь, и царство потеряешь. Следует постоянно отбрасывать старое, стремясь к но¬вому, и только тогда достигнешь высших ступеней истинного развития. — Я послушал слова мудреца относительно высшей истины лечения болезней, и учитель сказал, что самое главное заключается в правильном определении цвета и пульса, то есть в постановке диагноза. Так что эта великая истина мне теперь известна. — Когда лечишь, достигай высшего предела в единице. — А что же вы, учитель, имеете в виду под единицей? — Единство — это поиск причины. — Как же это делается? — Затворив окна и закрыв двери, нужно осматривать больного, многократно задавая вопросы относительно его состояния. Следуя смыслу ответов, нужно достигать истинной причины, и если постигнешь духовную сущность болезни, тогда больной выздоровеет, не узнаешь духовной сущности, тогда погибнет больной. — Хорошо сказано.
Раздел тринадцатый РАССУЖДЕНИЕ ОБ ОТВАРАХ И ВИННЫХ НАСТОЯХ ИЗ МУТНОГО И СЛАДКОГО ВИНАЛ- Хуан-Ди спрашивает: — Каким образом готовятся отвары и настойки из пяти видов злаков? (Пшеница, неклейкое просо, гаолян, рис и бобы). Ци-Бо отвечает: — Когда готовится из риса, тогда в качестве топлива берется рисовая солома. Потому что рис делает полным дыхание-ци, а рисовая солома делает его крепким и сильным. — Почему же это? — Так как рис представляет собой гармонию неба и земли, он представляет собой то, что необходимо и верху и низу, а потому способен он делать полным дыхание-ци. А так как время срезания рисовых стеблей соответствует стихии металла, потому и может он делать дыхание-ци сильным и твердым. — В древности вот совершенномудрые тоже готовили отвары и настои, однако, приготовив, почему-то не использовали их по назначению. Что за причина? — Действительно в древности совершенномудрые готовили отвары и настойки, однако готовили их на случай экстренных причин. Потому, хотя в период высокой древности и делали отвары, тем не менее, применять их не было поводов. Однако в период средней древности и истина-Дао и степень достижения-Дэ пошли на убыль, потому временами поражало людей патогенное дыхание сеци, и потому пришлось применять эти отвары для множества случаев. — А вот в настоящее время часто бывает, что больной применяет отвары да настойки, а болезнь все равно не проходит, в чем же тут причина? — В настоящее время здесь одними настойками уже не обойдешься, так как для воздействия на внутреннее следует применять различные фармакологические средства, а для дополнительного воздействия на внешний уровень следует использовать каменные иглы, камень, иглы из металла и прижигание, и только в этом случае можно вылечить заболевание. — А если вот уже и на телесную форму воздействовали инструменты, так что повредили, и отварами-лекарствами воздействовали на внутреннее, так что кровь истощилась, а болезнь все равно не проходит, какова причина этого? — Это потому, что дух-шэнь не действует. — А почему же дух-шэнь не действует? — Иглы и камни — это правильные средства для лечения болезней. Однако, если семя-цзин и дух-шэнь не действуют, если эмоции и мысли не упорядочены, тогда заболевание нельзя вылечить. А ведь в настоящее время у больных семя-цзин уже испорчено, а дух-шэнь уже растрачен, так что питательная и охранительная функция ин-вэй не могут восстанавливаться. И как вы думаете, почему это происходит? Да потому, что желаниям и стремлениям нет предела, а внутри беспокойства и печали действуют, не прекращаясь, потому-то и разрушается семя-цзин и дух-шэнь, иссякают питающие силы, уходят охранительные энергии. Нет в организме духа-шэнь, и болезнь не проходит никак. — Когда болезнь только начинает воздействовать на организм, она же ведь еще еле различима, еще находится в семени развития, однако в это время она уже концентрируется в коже больного, и на данном этапе ее еще легко вылечить. Однако в настоящее время квалифицированные врачи называют данное состояние временем сложившейся болезни, когда нарушается истинное направление движения процессов организма. И в это время применяют иглы и камни, а болезнь не проходит, и даже прекрасные лекарства не оказывают воздействия на болезнь. Сейчас у всех хороших врачей есть свои методики, они знают свои числа. И каждый день звуки и голоса далеких и близких родственников, братьев звучат в ушах, и пять цветов наблюдаются в глазах, а больной все никак не выздоровеет. Так почему же не постараться начать лечение пораньше? — Болезнь — это корень, а врач — это верхушка. Если корень и верхушка не совпадают, тогда и патогенное дыхание-ци не подчиняется. Об этом-то и идет речь. — Бывает однако так, что болезнь начинается не с волос на коже, а в результате истощения субстанции ян органов-цзан. В этом случае жидкости организма поднимаются на поверхность, наполняя поверхностные слои, а душа-по, соответствующая субстанции инь, занимает главенствующее положение. В результате семя изолируется внутри, а субстанция-ци истощается снаружи. Тело отекает настолько, что невозможно одеть обычную одежду. В результате дергаются четыре конечности и происходят движения внутри. Дыхание-ци перестает сопротивляться внутри, а телесная форма теряет способность действовать снаружи. Каким образом в такой ситуации следует лечить заболевание? — при лечении данного заболевания поступать следует очень осмотрительно. Убирать застой следует постепенно, подобно тому, как косят траву. Для этого нужно сначала слегка встряхивать четыре конечности, одевать теплую одежду. Кроме того следует применять метод спутанного укалывания, когда для воздействия на правую сторону колят слева, а для воздействия на левую сторону колят справа. В результате данных мер восстановится телесная форма. Следует также открыть врата душ-гуй, чтобы пошел пот, очистить спокойный зал, усиливая функцию мочеиспускания, и тогда семя-цзин соответственно восстановит свое функционирование, в организме начнут циркуляцию пять видов субстанции ян, и потому восстановится чистое состояние пяти органов-цзан, в результате чего произойдет восстановление семени-цзин, и телесная форма приобретет былое здоровье, мышцы и кости будут плотно прилегать друг к другу, и потому здоровье дыхание-ци станет ровным. В ответ Император сказал: — Хорошо сказано.
Раздел четырнадцатый СУТЬ РАССУЖДЕНИЯ, КОТОРОЕ СЛЕДУЕТ ВЫСЕЧЬ НА НЕФРИТОВЫХ ДОСКАХ Хуан-Ди говорит: — Я слышал, что древние книги «Определение мер», или «Куй-ду», и «Нарушение нормы», или «Ци-хэн», говорят о разных вещах. Каким же образом они применяются? Ци-Бо говорит в ответ: — Книга «Куй-ду» применяется для определения глубины-степени заболевания. В книге «Ци-хэн» говорится об аномальных заболеваниях. В разных книгах говорится о самых разных путях лечения, однако в таких книгах, как «Пять цветов» или «у-сэ», «Изменения пульса» или «Май-бянь», «Куй-ду», «Ци-хэн» по сути дела говорится об одном и том же пути-Дао. Дух-шэнь в человеке проводится постоянно через организм и не движется в обратном направлении, если же он начинает двигаться в обратном направлении, это приводит к расстройству действия жизненного механизма организма. А сущность многочисленных методов сводится к таинственной работе духа. Эту тайну следует высечь на нефритовых досках, и имя ей следует наречь «соответствие нефритовому механизму юй-цзи». Цвет лица в верхней и нижней части, в левой и правой половине соответствует определенному внутреннему органу. Если на основании цвета определяется, что болезнь действует на незначительной глубине, тогда основным средством лечения будут отвары, и в результате их применения болезнь должна пройти через десять дней. Если же определяется, что болезнь поражает достаточно глубокие уровни организма, тогда следует применять фармакологические препараты, и в результате заболевание должно пройти через 21 день. Если же заболевание очень глубоко укоренилось в организме, тогда следует применять винные и спиртовые настойки, в результате чего болезнь должна пройти через сто дней. Если наблюдается совершенно мертвенный цвет лица, а само лицо становится изможденным, то такая болезнь неизлечима, в результате больной должен через сто дней умереть. Если пульс короткий, а дыхание-ци прерывается временами, то значит больной должен умереть. Если болезнь связана с повышением температуры, и при этом наблюдается крайнее опустошение, это значит, что больной должен умереть. Цвет наблюдается в верхней и нижней частях лица, а также левой и правой половине и в каждом случае имеется свое конкретное значение. Верхняя часть соответствует обратному направлению движения «ни»106, а нижняя часть указывает на правильное направление движение шунъ110. У женщины правая часть указывает на обратное движение, а левая часть свидетельствует о правильном направлении. У мужчин слева характеризуется обратное направление движения, а справа наблюдается правильное движение. Если происходит изменение, имеет место двойное действие субстанции ян, то это признак ухудшения состояния. Если имеет место двойное действие субстанции инь, то это указывает на дальнейшее ухудшение состояния. Если происходит радикальное изменение расположения субстанций инь и ян, так что они меняются местами, то значит следует добиваться установления равновесия, которое нарушается в результате борьбы между этими субстанциями. Все это описывается в книгах "Ци-хэн" и «Куй-ду». Если на руке прощупывается ударяющий пульс-бо111, то он свидетельствует о параличах и нарушении двигательной функции нижних конечностей. Кроме того это может быть признаком борьбы холода и жара в организме. Если наблюдается обособленный пульс-гу, то это свидетельствует об истощении дыхания-ци. Если прощупывается опустошенный и потерявший силу пульс, то это свидетельствует об ухудшении состояния крови. Обособленность-гу свидетельствует об обратном направлении движения (ни), а опустошение-сюй112 свидетельствует о нормальном направлении-цун. Началом и основой применения методов «Ци-хэн» является меридиан сверх-инь. Если наблюдается отсутствие преодоления стихий, который обычно преодолевают друг друга, то это называется нарушением направления движения (ни), и такое состояние свидетельствует о дальнейшем ухудшении. Если же наблюдается нормальное взаимное преодоление стихий, то это называется правильным движением, и такое состояние свидетельствует о дальнейшем выздоровлении больного. Расцветы развития восьми ветров и четырех стадий заканчиваются и начинаются снова. И если нарушается следование их ритму, тогда невозможно посредством обычных методов восстановить нормальное состояние. Так что в общем таковы основные положения вышеназванных книг.
Раздел пятнадцатый РАССУЖДЕНИЯ ОБ ОСНОВАХ ДИАГНОСТИКИ И ТОЧКАХ ОКОНЧАНИЯ МЕРИДИАНОВ-ЦЗИН Хуан-Ди задает вопрос: — Каковы же основные методы диагностики? Ци-Бо отвечает: — Во время первого лунного месяца, и второго месяца небесное дыхание-ци начинает свое движение по законам квадратной схемы, а в результате земного дыхания-ци начинает развиваться. В это время дыхание-ци в человеческом организме активизируется в печени. В течение третьего и четвертого лунного месяца небесное дыхание-ци становится здоровым и сильным, земное дыхание-ци стабилизирует свое развитие, а человеческое дыхание-ци активизирует действие в селезенке. В течение пятого и шестого лунных месяцев небесное дыхание-ци достигает своего расцвета, земное дыхание-ци достигает высокой степени развития, а дыхание-ци человеческого организма активизирует свою деятельность в области головы. В течение седьмого и восьмого лунного месяцев дыхание-ци субстанции инь начинает умирать, а дыхание-ци человеческого организма активизируется в легких. В течение девятого и десятого лунного месяца дыхание-ци субстанции инь начинает превращаться в лед, а земное дыхание-ци начинает закрываться. В это время в человеческом организме дыхание-ци действует активно в сердце. В течение одиннадцатого и двенадцатого лунного месяца все покрывается льдом, действие земного дыхания-ци выражается в полном закрытии, а дыхание-ци человеческого организма активно действует в почках. Весной производят укалывание рассеянных точек сань-шу, расположенных в местах соединения мышц между собой. Укалывание прекращается после того, как появляется кровь. Если болезнь сильная, следует колоть до тех пор, пока дыхание-ци не начнет проходить беспрепятственно, а если болезнь нетяжелая, тогда следует подождать, пока дыхание-ци сделает круг циркуляции. Летом следует производить неглубокое укалывание точек, расположенных на каналах-ло. Если появляется кровь, тогда следует прекращать укалывание. Следует подождать, пока рассеется патогенное дыхание-ци, а после этого отверстие от укола закрывается пальцем, и держится так пока меридианное дыхание-ци не сделает полного круга по организму. В результате такой процедуры боль прекратится, а болезнь немедленно пройдет.
|