Китайский народ обладает долгой культурной историей и богатейшей сокровищницей медицинских и фармацевтических научных знаний . Разработанные в их рамках методы акупунктурной ( чжэнь - цзю ) терапии - подобны удивительному сверкающему цветку , от которого нельзя оторвать взгляд . На протяжении нескольких тысячелетий применялись металлические иглы , а также полынные конусы и сигары ; с их помощью осуществлялись уколы и прижигания определенных точек на теле человека , что помогало излечивать многие виды болезней . Знаменитые китайские врачеватели древности с большим успехом использовали акупунктурные точки , которые теперь также называют биологически активными точками , на поверхности тела .
Традиционная китайская медицина базируется на таких фундаментальных натурфилософских законах и категориях , как дихотомия инь - ян , Великий Предел ( Тай - цзи ), «пневма» ци и ее проявления , Небесная пружина ( цзи ) и т . д .; на уровне специальной теории создано представление о «плотных» и «полых» органах ( цзан - фу ) и их функциях , а также каналах ( цзин - ло ) для циркуляции ци , в рамках данной концепции трактуемой как «жизненная энергия» организма .
Китайские медики рассматривают болезнь как нарушение равновесия между инь и ян , а здоровье - как достижение их гармонии в организме , для чего применяется принцип бу - се ( прибавление - отнятие ). В практической акупунктуре для восстановления утраченного равновесия при синдроме недостаточности применяют тонизацию , а при синдроме избыточности - дисперсию ( подавление , рассеивание ).
Учение о плотных и полых органах раскрывает взаимодействие между ними по природному циклу «пяти первоэлементов» ( у - син ), а также - через канальную систему цзин - ло - в большом «небесном» круге циркуляции ци . Именно этими принципами и правилами руководствуются при выборе точек воздействия .
Этиология в традиционной китайской медицине тесно связывает природные ( материальные ) и эмоционально - психические ( духовные ) факторы , соотношение которых определяет как поддержание , так и нарушение здоровья человека . Не случайно среди причин болезней желудка и селезенки , наряду с плохим питанием , чревоугодием называются такие качества как сильный гнев , уныние , расстройства от неисполненных устремлений души . Отсутствие гармонии между чувствами и волей - одна из причин болей в брюшной области , печальные думы и раздражение способствуют развитию гастритов и язв , неконтролируемые эмоции влияют на регулярность месячных у женщин и потенцию у мужчин .
Понимание взаимосвязей психического и физического состояния поможет выбрать и лучшее , более спокойное состояние для проведения процедур , и их лучший порядок . Например , рекомендуется сначала выполнить массаж больного места , чтобы снять боль , накопившуюся усталость , тревожность , а затем начать курс лечения .
Истоки методов клинического применения акупунктуры ведут в далекое прошлое , откуда их непрерывное течение достигает наших дней . Образно говоря , сочинения по китайской медицине подобны безбрежному морю ; врачи , прославленные в истории , подобны сияющему созвездию . Знаменитые врачеватели древности много раз успешно использовали акупунктурную терапию .
В самом раннем китайском классическом трактате по медицине - «Каноне Желтого императора о внутреннем» ( «Хуан - ди нэй цзин» ) - уже детально описано клиническое применение акупунктуры и других методик и указано на их обязательное сочетание между собой ! В нем говорится : «Фармакологические препараты ( травы и минералы ) поражают патогенные факторы . Пять видов злаков питают организм . Пять видов плодов оказывают вспомогательное действие .
Пять видов мясных продуктов усиливают организм . Пять видов овощей укрепляют внутренние органы . Эти пять видов пищевых продуктов имеют разные вкусы , так что их следует соответственно употреблять , восполняя семя - цзин и укрепляя дыхание - ци . Иглоукалывание ( чжэнь ) выводит патогенные факторы из тела , а прижигание ( цзю ) убивает зло на месте» . Все известные врачи древности , такие как Бянь Цюэ , Цан - гун ( Чунь Юйи ), Чжан Чжунцзин , Хуа То , Хуан Фуми , Ван Шухэ успешно применяли лечение иглоукалыванием и прижиганием . Бянь Цюэ , например , успешно применял травяные препараты в лечении параличей , а также с помощью игл исцелил наследника престола княжества Го ( по другой версии - княжества Чжао ) от болезни «ши цзюэ» ( то есть вывел его из состояния глубокой комы ).
Узнав об этом , народ Поднебесной решил , что великий врач может возвращать жизнь мертвым . Сам он заявил , что вернуть ушедшую жизнь нельзя , однако можно восстановить жизненные силы внутри организма . Во II - начале III вв . н . э . знаменитый врач Хуа То особенно прославился как хирург , он задолго до европейцев применял лекарственные травы для наркоза , создал лечебно - оздоровительный комплекс упражнений «Игры пяти зверей» ( дошедший до наших дней ), а также достиг огромных успехов в акупунктуре .
В современной китайской медицине на основе продолжения традиции развиваются исследования по комплексному применению традиционной и западной медицины . Различные акупунктурные инструменты и приборы ознаменовали новый этап в клинической акупунктуре . В них концентрировано воплотились традиционные методы чжэнь - цзю ; их применение стало намного удобнее , работа с ними - более простой , а эффект - еще более очевидным .
Классификация пяти первоэлементов и соответствующих им первооснов
Первоосновы
Пять первоэлементов Земли
дерево
огонь
земля
металл
вода
Пять сезонов природы
весна
лето
конец лета
осень
зима
Пять превращений
рождение
рост
развитие
накопление
хранение
Пять отверстий («окон»)
глаза
язык
рот
нос
уши
Пять структур тела
связки
сосуды
плоть (мышцы)
кожа и волосы
кости
Пять эмоций
гнев
радость
задумчи вость
грусть
страх
Пять цветов
зеленый
красный
желтый
белый
черный
Пять вкусовых ощущений
кислый
горький
сладкий
острый
соленый
Пять сторон света
восток
юг
середина (центр)
запад
север
Пять явлений природы
ветер
жар
влаж ность
сухость
холод
Пять выделений
слезы
пот
слюна
выделе ния из носа
моча
Пять органов инь
печень
сердце
селезенка
легкие
почки
Пять органов ян
желчный пузырь
тонкая кишка
желудок
толстая кишка
мочевой пузырь
Приведенный пример является частью огромной системы. По этой классификации можно легко определить в какое время года луч ше заниматься лечением того или иного заболевания, какими вкусовыми ощущениями нужно руководствоваться при определении диеты, какое эмоциональное состояние нужно поддерживать и т.д. и т.п. С помощью концепции у-син древневосточные врачи доказали, что к пониманию микрокосмоса, т.е. человека с его сущностью, нужно подходить целостно и неотрывно от макрокосмоса (всей окружающей природы). Влияние макрокосмоса и микрокосмоса друг на друга неоспоримо.
Человек получает питание, воздух из окружающей среды, поэтому от того, насколько тонко он будет чувствовать эту среду, зависит его существование. Ведь каждый из первоэлементов воздействует на организм человека, на циркуляцию жизненной энергии ци по мери дианам и каналам.
Каждому из 12 меридианов (рис.1) соответствует первоэлемент, например, меридианам почек и мочевого пузыря соответствует первоэлемент вода; меридианам желчного пузыря, печени — дерево; меридианам желудка, селезенки и поджелудочной железы — земля; меридианам легких и толстой кишки — металл; меридианам сердца, перикарда, тройного обогревателя и тонкой кишки — огонь. Если установлено, что в каком-то меридиане образовалась полнота (избыток) энергии, то нужно нормализовать нарушенный баланс путем перевода энергии из этого меридиана в меридиан с ее недостатком.
Исходя из принципа "лечение должно идти от противного", при синдроме жара и полноты следует воздействовать успокаивающе, т.е. седатировать, а при синдроме холода и пустоты необходимо тонизировать. Таким образом, при патологии, сопровождающейся понижением функции (недостаточностью энергии в меридиане), следует применять метод бу, т.е. прибавлять энергию, оказывать возбуждающее, тонизирующее действие; при патологии с повышенной функцией (избытке энергии в меридиане) нужно применять метод се, т.е. отнимать энергию, оказывать тормозящее, седативное действие.
Концепция инь-ян является составляющей единого понимания мира в восточной философии. Основным моментом в концепции инь-ян является их гармоничное соотношение. Количественное или качественное изменение одной стороны влечет изменение и другой, например, если субстанция инь преобладает, то субстанция ян будет в недостатке. Поэтому при нарушении гармонии инь и ян в живом организме можно говорить о его патологическом состоянии. Если иньиян находятся в полной гармонии, то болезнь не способна воздействовать на человека.
Болезнь возникает вследствие нарушения энергетического баланса в теле, что соответствует различным синдромам — жара, пол;ноты (избытка) холода, пустоты (недостатка). Их признаки выявляются при помощи осмотра, опроса больного и по органам, частям тела — носителям информации. При синдроме жара, который наносит вред жидкостям организма, необходимо подвергнуть жар охлаждению, а при синдроме холода — подвергнуть холод разогреванию. Известно, что иньские и янские органы подвержены данным синдромам в результате нарушения циркуляции жизненной энергии ци и застоя крови.
http://www.chinamed
„Ние сме трима: ти, аз и болестта. Чиято страна вземеш, тя ще победи.“-Авицена