ЙОГА РАСТЕНИЙ-Д-р Давид Фроли,Д-р Вазант Лэд -3ч

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСТИТУЦИЯ И ЗАБОЛЕВАНИЯ

Индивидуальная конституция обычно определяет тот профиль болезней, к которым предрасположен соответствующий человек.
Например, лица с конституцией капха склонны страдать
болезнями данного стереотипа, как например, простудные и
застойно-гиперемические заболевания. Однако, эти люди могут
также страдать от заболеваний иной природы, нежели их
конституция, как например, характерной для капха-типа людей
простудой может заболеть и индивид с конституцией питта.
Поэтому мы должны учитывать не только природу
соответствующего пациента, но также и болезни, его
поразившей, и воздействовать на то и другое.

На санскрите индивидуальная конституция напзывается
пракрути, что означает "природа". Патологическое состояние
(болезнь) называется викрути, что означает "отклонение от
природы". При выяснении конституции того или иного лица мы в
большей степени ориентируемся на врожденные показатели,
такие, как физическая конституция, или же долгосрочные,
проходящие через всю жизнь наклонности и пищевые
предпочтения. С другой стороны, выяснение характера
заболеваний в большей степени определяется симптомами,
которые могут носить временный характер.

В случае, когда наша травотерапия имеет целью воздействовать
на острые, временные или поверхностные патологические
состояния, то определение индивидуальной конституции не
имеет особой важности. В этом случае мы можем просто и
непосредственно воздействовать на само болезненное
состояние. Однако в случае более глубоко укоренившихся и
хронических заболеваний, то есть в условиях длительного
лечения для полного и эффективного лечения важным является
знание конституции больного.

Патологические состояния, имеющие природу, отличную от
таковой соответствующего индивидуума, относительно легко
подвергаются лечению. В то же время заболевания той же
природы трудны для лечения, поскольку природа индивидуума
усиливает природу самой болезни.

В этом случае мы можем более просто и непосредственно лечить
само заболевание. Однако в условиях более глубоко сидящих и
более хронических болезней, когда речь идет о длительном
лечении, знание конституции важно для того, чттбы добиться
полного и эффективного излечения.

Заболевания, природа которых отличная от природы индивида,
сравнительно легко поддаются лечению. Заболевания же,
совпадающие с природой пациента, трудны для лечения,
поскольку природа соответствующего лица усугубляет природу
болезни.


ЛЕЧЕНИЕ КАПХА

Капха, для которой характерно превалирование воды,
характеризуется такими качествами, как наклонность к
охлаждению, повышенная влажность, замедленность и тяжесть.
Поэтому лечение проводится посредством согревания,
подсушивани, облегчающего действия и стимулирующей терапии.
По вкусу средства, применяющиеся при лечении капха,
характеризуются остротой, горечью и вяжущим эффектом; все
они производят подсушивание и дают облегчающий эффект,
являются катаболическими средствами. Острый вкус, который
также оказывает согревающее действие, прямопротивоположен
самой природе капха и, поэтому именно ему отдается
предпочтение как избирательному средству при лечении
состояний типа капха.

Те виды терапии, к которым прибегают для лечения состояний
капха, являются редуцирующимии видами лечения. Обычно они
назначаются в сочетании с голоданием или же легким рационом.
Их действие должно снизить вес, так сказать, долю элемента
земли в организме, и удалить воду.

Вода может быть удалена из организма различным образом.
Наиболее прямым путем является путь через почки, путем
мочеотделения в диурезе. Отсюда диуретический метод лечения,
а именно усиление функций почек является главным подходом
при проведении лечения состояний капха. Такой подход
позволяет бороться с отеками, с застоем воды в организме и
способствует удалению из организма жиров, которые также
обычно характеризуют избыток воды. Травы с диуретическим
действием, однако, не затрагивают саму сущность патологии,
характерной для капха. Наиболее характерный для капха эффект
-- накопление воды в легких и желудке, а диуретические
средства, действующие на почки, могут на эти органы и не
подействовать.

Вода может удаляться также посредством испарения кожей,
через пот. Диафоретические травы способствуют потоотделению
и, таким образом, удаляют избыток капха через кожу. Таким
образом, потоотделение является другим важным методом
анти-капхатерапии. Этот подход эффективен при лечении
обычных простуд и гриппозных состояний, которые обычно
относятся к состояниям капха; этот метод эффективен также
для удаления воды с поверхности, воды, находящейся под
кожей, с лица и верхней чсти тела. Данный подход полезен
также при начальных стадиях лихорадочных состояний, при
астме, бронхите, застое лимфы.

Вода содержится также в организме в виде флегмы или слизи --
именно в такой форме капха обычно и представлена в
организме. Они могут накапливаться в легких и кишечнике и
затем распространяться в другие части желудочно-кишечного
тракта. Вода может также проникать под кожу, создавая
различные опухоли, обычно -- доброкачественные. Флегма может
локализоваться в любой части тела и блокировать каналы
циркуляции, сроты, вызывая различные болезни, как, например,
поражение сердца за счет высокого содержания холестерина.
Чтобы удалить капху, присутствующую в форме флегмы или
слизи, используются отхаркивающие, илди же удаляющие слизь
травы.

Согласно принципам Аюрведы, наиболее эффективным путем
снизить капху, является применение эметических (рвотных)
средств. Капха первично находится в легких и в желудке и из
этих органов может быть наилучшим образом удалена путем
лечебной рвоты. Этот метод является развитием
диафоретического метода лечения и лечения посредством
отхаркивания. Капха, энергия, которой снижается, изгоняется
посредством направленного вверх и рассеивающего действия.

Однако, для того, чтобы лечебная рвота была эффективной, она
должна вызываться с помощью правильных лечебных средств и
состояний. Это лечение должно проводиться лишь теми, кто
располагает специальными знаниями в этой облсти и
соответствующим образом обучен. Рвота, которая вызвана
несвоевременно,Ю или у больного с неподходящей для этого
конституцией, может существенно ухудшить состояние и
неблагоприятным образом подействовать на нервную систему.

Капха является холодной и тяжелой, то есть, имеет атрибуты,
противоположные таковым агни и, таким образом, она снижает
или подавляет "пищеврительный огонь". Именно это --
недостаточность "пищеварительного огня" (огненного элемента)
приврдит к возрастанию содержания воды (капхи), что и
вызывает различные заболевания.

С этой точки зрения травы, которые способствуют пищеварению,
стимулирующие и карминативные травы являются другим важным
средством в терапии анти-капха. По существу, они являются
горячими, острыми травами, которые усиливают агни,
стимулируют метаболизм, циркуляцию и стимулируют активность,
которая снимает свойственную капхе инертность. Именно
поэтому пряности оказывают полезное действие в случае
конституции капха.

Горькие травы, особенно те, которые относятся к так
называемым горьким тонизирующим средствам, являются особенно
сильными средствами по снижению содерания жиров в организме
и поэтому также оказывают сильный эффект по снижению капхи.
Горькие травы состоят, главным образом, из элемента
"воздух", поэтому они приводят к снижению веса, к снижению
содержания элемента "земля" в организме, который также
относится к капхе. Горькие травы уменьшаюит тягу к сладкому
и стимулируют функции селезенки -- поджелудочной железы.

Травы, оказывающие слабительное и лаксативное действие,
травы, стимулирующие экакуацию кишечника, аналогичным
образом способствуют снижению уровня элемента земли в
организме и, таким образом, снижают капху (хотя их следует
применять только в том случае, когда состояние пациента
оправдывает это).

Вяжущие травы, благодаря свойственному им подсушивающему, а
зачастую и диуретическому эффекту, наряду с отхаркивающим
действием, также представляют ценность по снижению капхи.

Многие из этих видов траволечения оказываются связанными
между собой: многие горячие острые травы, такие, как имбирь,
корица и гвоздика обладают не только стимулирующим и
карминативным действием, но также производят диафоретический
и отхаркивающий эффект. Большинство горячих стимулянтов
обладают отхаркивающим действием, а некотопрые оказывают и
диафоретический эффект. Большинство диафйоретических средств
оказываются также отхаркивающими. Здесь работает тот же
принцип -- усилить огонь, снизить уровень вощды.

Травотерапия является наиболее эффективным видом лечения по
снижению капхи. Это определяется тем, что превалирующими
вкусами трав являются горький, вяжущий и острый -- три вкуса
для снижения капхи. Лишь немногие травы повышают капху. Даже
сладкие, тонизирующие и мягчительные травы могут быть
полезны ввиду их разжижающего капху действия, что
способствует выделению, удалению ее из организма. Травы
являются хорошей основой для облегчающей, редуцирующей и
детоксифицирующей терапии, применяемой для лечения капхи.


ЛЕЧЕНИЕ ПИТТЫ

Питта, которая состоит, главным образом, из элемента огонь,
первично являеится горячей по своим качествам. Поэтому ее
лечат, прибегая к охлаждающей или жаро-рассеивающей терапии.
Питта является также влажной, легкой и мобильной, так что на
нее может оказывать положительный эффект лечение и
подсушивающим питательным и успокоительным действием.
Однако при лечении питты, лечение всегда должно начинаться с
использованием охлаждающей терапии.

Вкус средств по лечению питты -- сладкий, вяжущий и горький,
по своей природе относятся к охлаждающим средствам. Горький
вкус, являясь наиболее холодным и наиболее подсушивающим из
всех, оказывается наиболее сильным средстврм по снижению
питты.

Лечение пимтты непосредственно связано с лечение
крови(ратты), тканевого элемента в организме, который связан
с питтой. При проведении терапии, направленной на
рассеивание жара, кровь обычно охлаждается параллельно с
питтой. Большинство проблем жара крови, ее токсичности и
кровоточивости связано с питтой. Большинство патологических
состояний, при которых имеет место жар тела, лихорадка,
воспаление, инфекция или кислота ( закисленность) также
обычно связаны с питтой. В случае нарушений питты симптомы
оказываются идентичными сказанному выше. Однако питта или
агни могут быть застопоренными или смещенными под действием
ваты или капхи. Это приводит к симптомам жира, таким, как
лихорадка, однако эти симптомы не следует лечить путем
умеряющего действия на дошу, первично вызывающую патологию.
Не следует упрощенным образом лечить все виды жара как
питту.

Жар может удаляться, распыляться из организма различным
образом. Следует определить природу, глубину,
местонахождение и локализацию проявления питты для того,
чтобы определить надлежащее лечение.

Поверхностный жар, как, например, при лихорадке,
обусловленный простудой или временным (необязательно
хроническим или глубоко укоренившимся) воспалением кожи,
обычно лечится с использованием диафоретических трав.
Согревающие диафоретики усиливают жар и вызывают
потоотделение, тем самым усиливая питту. Однако имеется
такжегруппа охлаждающих диафоретиков, которые рассеивают жар
и устраняют питту через потоотделение. Эти средства показаны
в случае обусловленного питтой проверхностного жара, при
обусловленных питтой простуде и т.д.

Жар в крови, который наблюдается при многих воспалительных и
инфекционных заболевниях, язвах, нарывах, инфекциях и т.д.
хорошо лечится с помощью укрепляющих трав. К ним относятся
обычно горькие или вяжущие травы, анти-питта, зачастую
обладающие антибактериальными свойствами и способствующие
выздоровлению. В тех случаях, когда жар крови приводит к
кровотечениям, что нередко встречается, то можно
использовать вяжущие или гемостатические травы, травы, вкус
и энергия которых ослабляют питту.

В случае особо сильного жара, сильной лихорадки или весьма
сильно выраженных состояний питта, используются горькие,
удаляющие жар и рассеивающие нагрев травы. В гербализме
Запада их называют горькими, тонизирующими средствами. Они
являются наиболее сильными видами трав для охлаждения питты,
седативного действия и детоксикации печени, а также для
снижения глубоко локализованного жара -- лихорадки в глубине
тела. Аюрведа называет эти травы фебрифугными или
антипиретическимитравами и рекомендует использование
горького вкуса для снижения лихорадки. По своему действию
они сходны с укрепляющими, однако они являются более
сильными и достигают более глубоко расположенных тканей,
нежели кровь и лимфа.

Слабительные средства, то есть травы, стимулирующие
экскрекцию, энергия которых оказывает охлаждающий эффект,
является другим сильным терапевтическим средством
анти-питта. При выраженном жаровом компоненте питты, или же
когда имеет место сильная лихорадка, соответствующий жар
накапливается в желудочно-кишечном тракте и обезвоживает
каловые массы, приводя к запору. При такой ситуации очистка
кишечника может непосредственным образом ослабить питту;
именно при такой картине обычно используются наиболее
сильные слабительные. С другой стороны, когда сильно
представлен жидкий элемент питты, -- а такая ситуация
встречается более часто -- то наблюдается понос, или жидкий
стул, имеющий "жаровую" природу. В этом случае также можно
использовать охлаждающие слабительные средства, поскольку
причиной расстройств вновь оказывается жар.

С позиций Аюрведы лечение посредством слабительных (вирехана
карма) является наиболее эффективным методом удаления
избытка питты из организма, поскольку при этом питта
изгоняется из места ее накопления в тонком пишечнике. Такой
путь представляется естественным для удаления питты, однако
в этом случае также может требоваться контроль, поскольку
данный метод относится к сильнодействующим методам лечения.

Обычно жар изгоняется из организма в направлении вниз. Жар
имеет тенденцию подниматься и расширяться и, соответственно
этому, его элиминирование осуществляется путем понижающего и
ограничивающего действия. По этой причине не только
слабительный эффект, но также и диуретический могут быть
полезными в ослаблении питты. Мочеиспускание приводит к
удалению из организма не только воды, но также жара и
закисленности, что также оказывает сильное анти-питта
действие.

Частыми проявлениями питты является избыточная потливость,
поносы, кровотечения, воспаленное или изъявленное состояние
кожи или мембран организма. Для того, чтобы прекратить Эти
избыточные отделения, а также стимулировать процессы
заживления изъявлений, для лечения соответствующих
состояний, возникающих за счет питты, прибегают к травам,
оказывающим вяжущее действие.

Когда питта в связи с избытком жидкого элемента подавляет
пищеварительный огонь, приводя к несварению и накоплению
токсинов, то в этом случае возможно использование некоторых
острых трав, например, имбиря из-за их стимулирующего
действия на пищеварение. Однако их следует применять
осторожно, умеренным образом, или же в сочетании с другими
уравновешивающими травами. Горькие тонизирующие средства
также способствуюит усилению агни, благодаря оказываемому им
подсушивающему действию; кроме того, они не усиливают питты.


ЛЕЧЕНИЕ ВАТЫ

Вата, которая представлена, главным образом, элементом
"воздух", по существу, по своей основной характеристике
холодна, суха, легкая и мобильная. Поэтому лечение такой
конституции направлено на согревание, увлажнение и
увеличение веса. Соответствующая терапия должна также
умерять гиперактивность. Вкусовые характеристики, которые
снижают вату -- это сладкий, кислый и соленый вкусы; все они
являются увлажняющими или питательными в своем действии.

В то же время многие острые травы могут снижать вату. По
сути дела, большинство острых трав могут использоваться в
этом плане, включая некоторые из наиболее сильных анти-вата
трав. В то же время при использовании соответствуюшщего
средства в избытке происходит лишь усиление ваты.

В этом плане следует различать два обших и отличающихся один
от другого типов нарушений ваты. Их можно определить как
"обусловленные ватой дефициты" ("вата-дефициты") и
"вата-закупорка". "Обусловленный ватой дефицит" (дхату кшея)
характеризует обеднение тканей, обусловленное иссушающим
и"облегчающим" действием. Большинство случаев истощения,
дегидратации и дефицита витальных жидкостей представлены
именно этим типом вата-патологии. "Вта-закупорка" относится
к тем видам патологии ваты, которые вызываются блокированием
каналов (маргавародха) за счет скоплений ваты, которые могут
кумулировать также аму, капху и питту. Сюда относятся такие
болезни как артриты и ревматизм, равно как нарушение органов
пищеварения, проявляющиеся во вздутии живота, повышенном
выделении газа и запорах. Такое накопление ваты может
привести к ожирению или состоянию, которое называется
"анаболистическая вата".

Обусловленные ватой дефициты лечат средствами тонизирующей
терапии, то есть, главным образом, сладкими и питательными
травами и соответствующими видами пищи. В случае
вата-закупорки следует устранить соответствующую закупорку,
что не мтжет быть достигнуто тонизирующей терапией.
Тонизирующая терапия в этом случае будет только усугублять
закупорку и усиливать застой ваты, усиливая тем самым
болевые ощущения и дискомфорт. Поэтому мы используем в этом
случае острые (едкие) травы для устранения закупорки и
снижения ваты.

Острый (едкий) вкус оказывает на вату стимулирующее действие
и, таким образом, может помочь привести вату в движение и
устранить ее скопление. В своем краткосрочном действии это
снижает вату, однако в плане долгосрочных последствий после
того как блокада движения ваты устранена, это приводит к
увеличению ваты.

Острый, едкий вкус является наиболее горячим вкусом. К нему
прибегают для того, чтобы рассеять холодную компоненту ваты.
Он усугубляет вату только в плане сухости. Поэтому, если нам
следует в первую очередь воздействовать на холодный элемент
конституции ваты, то мы можем использовать острый вкус. В
том же случае, когда превалируют сухость и дегидратация, то
этот вкус является противопоказанным.

Острые (едкие) травы полезны также в случае слабого или
неустойчивого пищеварения, которое характерно для
конституции вата. Поскольку они являются наиболее
сильнодействующими травами джля стимуляции агни или
разрушения токсинов, то они противодействуют характерным для
высокого уровня ваты несварениям и плохой ассимиляции.

В терминах западной гербологии для ослабления ваты следует
использовать следующие травы и виды терапии; диафоретические
средства согревающей природы могут применяться для
рассеивания ваты, когда речь идет о простудах и гриппозных
состояниях (именно ветер приносит простуду в организм).
Диафоретические средства полезны также, когда требуется
увлажнить кожу при ее сухости, вызванной нарушениями ваты.
Однако диафоретики в этом случае следует применять в
умеренных количествах с тем, чтобы не получить иссушение
ваты как следствие избыточного потоотделения. Эти средства
используются, главным образом, в случае вата-закупорки.
Многие из них обладают антиревматическими свойствами и
используются при артрите (ама-вата).

Карминативные травы, травы, которые удаляют газхы из
желудочно-кишечного тракта, используются, главным образом,
при вата-закупорке. Нервин и антиспазматические травы,
травы, которые снижают напряжение мышц, снимают спазмы и
нервные треморы, также оказывают лечебное действие при
вата-закупорке.

Лечение слабительными и лаксативными средствами используется
для борьбы с запорами, которые так часто встречаются при
патологии, связанной с ватой. Их применяют главным образом
при вата-закупорке. Однако они могут в очень сильной степени
усугубить вата-состояние при их передозировках. Лаксативные
средства, которые увлажняют каловые массы и увеличивают их
объем, такие, как семя льна или семя psillium более подходят
в случае вата-дефицита. Сильные слабительные, такие, как
ревень или сенна могут быть необходимым лекарством, однако
лишь временно, когда речь идет о вата-закупорке. Однако их
следует применять с осторожностью.

При вата-патологии очень помогают стимулирующие виды
лечения, которые усиливают пищеварение, аппетит и
нейтрализуют аму. При вата-закупорке они снимают блокаду
амы и капхи. При вата-дефиците они стимулируют аппетит и
пищеварение, тем самым способствуя анаболистическим
процессам и укреплению организма.

Вата-дефициты лечат, используя тонизирующую, питательную и
омолаживающую травотерапию и соответствующую диету. Горькие
тонизирующие средства западной гербологии, поскольку они
имеют те же характеристики, что и вата, в этих случаях
противопоказаны. Сладкие, успокоительные или мягчительные
травы такие, как лакрица slipperr elt и окопник, наиболее
близки к тонизирующим, питательным травам в смысле Аюрведы.

Аюрведа считает, что для удаления избытка ваты из организма
и, таким образом, для наиболее эффективного лечения всех
нарушений, связанных с патологией ватыпоказанной, является
клизменная терапия. При этой терапии под опытным
руководством готовят клизмы с использованием медицинских
трав и масел.

Прописи Аюрведы для снижения ваты часто содержат соль,
особенно соль минерального, а не морского происхождения,
поскольк минеральная соль легче и является весьма хорошим
стимулирующим пищеварение средством ддля людей
вата-конституции.


ДЕТОКСИФИКАЦИЯ -- ЛЕЧЕНИЕ АМА

Ама, или накопление токсинов, непереварившейся пищи или
шлаков осложняет лечение трех дош. В общем, ама обладает
теми же характеристиками, что и капха. Она тяжелая, плотная,
холодная и слизеобразная и состоит, главным образом, из
выделений мукоидного характера. Однако она может сочетатьс с
любой из дошей.

Доши, сочетающиеся с амой, называются "сама" ("са" означает
"с" и в сочетании с "ама" становится "сама" в санскрите).
Вата может кумулироваться в виде яда в толстой кишке и
распространиться в тонкую кишку, тем самым блокируя
пищеварительный потенциал, "агни", и приводя к развитию амы.
Капха также может блокировать агни и привести к
возникновению амы, накапливаясь в желудке в виде слизи и
проникая затем в тонкий кишечник. Питта скапливается в виде
желчи в тонком кишечнике; при этом, несмотря на то, что она
вляется горячей, она, тем не менее, может блокировать агни в
силу своей жидкой консистенции и маслянистого характера;
следствием также является возникновение амы. Подобные
состояния называются соответственно "сама вата", "сама
капха" и "сама питта".

Агни и ама по своим характеристикам противоположны. Ама --
холодная, мокрая, тяжелая, затуманенная, с дурным запахом и
нечистая. Агни -- горячая, сухая, легкая, прозрачная,
благоухающая (ароматическая) и чистая. Чтобы лечить аму,
необходимо усилить агни.

Психологически ама возникает за счет сдерживания негативных
эмоций. Негативные эмоции подавляют ментальную агни, или
ясность сознания. В результате физическая агни также
снижается. "Непереваренные" впечатления оказываются
токсичными, подобно непереваренной пище.

Симптомами амы являются снижение вкуса и аппетита, плохое
пищеварение, обложенный язык, неприятный запах изо рта,
снижение физической силы, ощущение тяжести, замедленности, а
также закупорка каналов и сосудов. Другими симптомами
являются накопление шлаков, дурно пахнущее тело, а также
дурно пахнущая моча и каловые массы, глубокий, тяжелый или
притупленный пульс, снижение внимания, утрата ясности
сознания, депрессивное состояние, раздражительность и
закупорка других дошей.

Ама является первопричиной большинства простудных состояний,
лихорадки и гриппов, а также хронических заболеваний,
характерных для слабой ауто-иммунной системы -- они
охватывают диапазон от аллергий и сенной лихорадки до стмы,
артрита и раковых заболеваний.

Во всех ситуациях, где имеются подобные признаки амы,
лечение в первую очередь должно быть направлено на ее
устранение. Лечить две доши простым и непосредственным
образом, если им сопутствует ама, невозможно. Например,
проведение тонизирующей и омолаживающей терапии возможно
только осле того, как из организма удалена ама.

Ама снижается травами, которые обладают горьким или острым,
едким вкусом. Горький вкус, состоящий из воздуха и эфира,
помогает отделить аму, которой присуще качество тяжести, из
тканей и органов, в которых она находится. Этот вкус
катализирует и тем самым ослабляет лихорадку, к которой
приводит присутствие амы в тканях организма. Этот вкус
стимулирует метаболические процессы, благодаря которым
чужеродный материал подвергается распаду. Подобно сухому
льду, он помогает разрушить аму.

Острый, едкий вкус, состоящий из огня и воздуха, сжигает и
искореняет аму. Он обладает теми же свойствами, что и агни,
и, усиливая агни, он переваривает аму. Обычно в начале
используют горький вкус с тем, чтобы приостановить развитие
амы, в последующем прибегают в острому, едкому вкусу для
оживления метаболизма с тем, чтобы ама израсходовалась и не
могла восстановиться. Горький вкус сам по себе может быть
недостаточен для того, чтобы полностью разрушить аму, или
должным образом восстановить агни.

Ама усиливается веществами, которые имеют сладкий, соленый
или кислый вкус. Сладкий вкус, подобно аме, является
холодным, тяжелым и мокрым. Соленый вкус тиакже тяжелый и
мокрый. Соленый и кислый вкусы, посредством присущим им
качествам жара и влажности, могут усилить лихорадку и
токсический жар крови, который обычно сопутствует аме.

Терпкий (вяжущий) вкус оказывает смешанный эффект на аму.
Его связывающий элемент в своем действии на ткани и
отделяемое может способствовать удержанию амы в организме. В
то же время он может использоваться для лечения мембран,
поврежденных инфекционными состояниями, обусловленными амой.
Поэтому этот вкус следует использовать как добавление к
горькой и острой терапиям.

Поскольку главной характеристикой амы является тяжесть, то
ее лечат, главным образом, травами и диетой, природа которых
является легкость. Часто полезно рекомендовать голодание до
тех пор, пока не очистится язык и не вернутся аппетит. Ама,
как первичный фактор заболевания, определяет ценность и
широкое использование таких видов терапии, как голод,
использование диет, лишенных слизевого компонента, и
детоксификации, к которым прибегают при лечении многих
различных заболеваний. Эти виды лечения могут оказаться
полезными также в том случае, если конституция пациента не
выяснена.

Поскольку свойства доши смешанны с таковыми амы, то травы,
которые могут ослабить дошу, могут оказаться неэффективными
в состоянии "сама". И, наоборот, травы, которые в обычных
условиях усугубляют ту или другую дошу, могут ослабить ее,
если пациент находится в состоянии "сама". Таким образом, мы
должны не только выделить дошу, но также и определить,
является ли она связанной с ама, или свободной от нее
(состояния "сама" или "нирама", ("нир" означает "без").

Вата, которая в нормальных условиях является легкой и сухой,
будучи смешанной с амой, становится тяжелой и сырой. Питта,
которая имеет характеристики жара и влажности, становится
холоднее и более влажной. Капха делается более тяжелой и, в
нормальных условиях отличясь замедленностью в движении, под
действием амы может вообще затормозиться и стать
неподвижной. Мутность, вязкость и плотность, которые присущи
аме, изменяют характеристики дошей.

Вата, сама : запоры, дурной запах изо рта и такой же плохой
запах экскрементов, обложенный язык, боли в области живота и
его вздутие (что усиливается под действием пальпации,
массажа и при использовании масла), скопление газа в тонком
кишечнике и боли спазматического характера, плохой апеетит,
ощущение тяжести, слабость, медленный пульс, который
агравируется облачной погодой.

Лечение: главным образом, острые, едкие травы, стимулирующие
и оказывающие ветрогенное действие, параллельно с
применением лаксативных или слабительных средств для
удаления токсинов.

Вата, нирама: симптомы: отсутствие запора, отсутствие
дурного запаха, боли несильные (уменьшающиеся при
пальпировании), язык не обложен, слизистая рта пересохшая,
вязкий привкус во рту, тело (пациента) легкое, иссушенное, с
более выраженной изможденностью, большая степень оскуднения
тканей, чувство усталости -- в меньшей степени.

Лечение: тонизирующая терапия и омоложение посредством
преимущественно сладких и острых, едких трав с тем, чтобы
физически укрепить организм.

Питта, сама: показания: утрата аппетита, пониженная
потребность в воде, обложенный язык, желтого оттенка, моча,
каловые массы и слизистая с желтой или зеленоватой окраской,
чувство тяжести в области желудка, рвота желсью и густой
массой, неприятный запах изо рта, горький или кислый привкус
во рту, ощущение умеренного жжения, кожные воспаления,
замедленное и неясное сознание, причем эти симптомы
усиливаются при охлаждении.

Лечение: преимущественно -- травы с горьким или едким
вкусом, горькие тонизирующие и стимулирующие средства для
того, чтобы удалить токсины.

Питта, нирама: показания: избыточный аппкетит и потребность
в жидкости, красный имли воспаленный язык без налета, моча и
каловые массы без примесей, красноватые или темного оттенка,
сильное ощущение жжения, горячие приливы, головокружения,
восприятие адекватно.

Лечение: охлаждающая и тонизирующая терапия, преимущественно
посредством трав со сладким и горьким вкусом.

Капха, сама: показания: наличие мутной, липкой или густой,
плохо отходящей слизи, которая обволакивает горло, покрывает
язык; союна тянется в виде нитей; кислый или соленый привкус
во рту, застой крови, ощущение дискомфорта и сжатия в
грудной клетке, затруденное дыхание, слизь в каловых массах
и в моче, сниженный аппетит, ощущение тяжести, тупая боль,
общее недомогание, чувство усталости.

Лечение: преимущественно -- травы с едким или горьким
вкусом, в целях стимуляции и устранения застоя крови с тем,
чтобы удалить токсины и удалить слизь и жир из организма.

Капха, нирама: симптомы: наличие слизи водянистого, жидкого
характера, иногда пенящейся, которая легко отходит; сладкий
привкус во рту, нормальный аппетит, язык не обложен, слизи в
экскрементах и моче не наблюдается, болевых ощущений нет.

Лечение -- преимущественно -- едкие и сладкие травы,
отхаркивающие, с тем, чтобы устранить избыток слизи и капху.

Обычный подход в Аюрведе заключается в том, чтобы изменить
состояние сама той или иной доши в состояние нирама. После
того, как удалось избавиться от аму, оказывается возможным
действовать непосредственно на соответствующую дошу,
устраняя ее избыточное проявление и усиливая те качества,
которые при данной доше находятся в дефиците.


ТРАВЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

Альтернативные травы (Ракта шодхама карма)

Альтернативными являются травы, очищающие и дезинфицирующие
кровь. Они обладают следующими общими терапевтическими
эффектами:

1. Они очищают кровь, удаляя яды, и имеют тенденцию к
антибактериальному и антиинфекционному воздействию.

2. Они способствуют заживлению и рассасыванию ран, язв,
нарывов, опухолей, в том числе многих типов раковых
опухолей.

3. Типичные альтернативные травы действуют посредством
охлаждения крови, и поэтому способствуют лечению лихорадки,
уменьшают питту и обеззараживают печень.

4. Они могут быть наложены снаружи на раны, язвы, болячки и
т.д. и обладают антивоспалительным и целительным свойствами.

5. Благодаря своему обеззараживающему джействию они помогают
убивать червей и паразитов, в особенности тех, что
оказываются в крови.

6. Они прекрасно действуют при инфекционных, заразных
заболеваниях и эпидемиях.

Альтернативными травами лечат флюсы, особенно те, что
сопровождаются высокой температурой, ангины, воспаление уха
и т.д., в этом отношении они на порядок сильнее охлаждающих
диафоретиков. С их помощью можно лечить акне, дерматиты,
нарывы и воспалительные процессы на коже. Их можно
использовать при лишаях и венерических заболеваниях, а также
при раке. Они дезинфицируют лимфу и укрепляют белые кровяные
тельца. Они воздействуют на ядовитые кровяные накопления, а
также оказывают восстанавливающее действие на ткани
организма. Некоторые из них обладают мочегонным или
слабительным действием.

Большинство альтернативов имеет прохоадный, горький или
несколько терпкий вкус. Они понижают путту и капху, но
увеличивают вату. В основном, это анти ?????? травы.

Типичными альтернативами являются (охлаждающими): алоэ вера,
ирис голубой, лопух, карликовый одуванчик, экинацея,
маньишта, ним, подорожник, индиго, корень фитолакки, клевер
красный, сандаловое дерево и щавель курчавый.

Многие горячие едкие травы оказывают очищающее действие на
кровь, а также улучшают циркуляцию и способствуют
рассасыванию тромбов. Они оказывают обеззараживающее, часто
антибактериальное действие и помогают ослаблению лихорадки,
разрушая стимулирующие ее яды. Они таке обладают
===
антипаразитическим или убивающим червей действием.

Горячие едкие альтернативы можно сочетать с холодными
горькими альтернативами для усиления обеззараживающего
действия каждого из них. Их можно использовать вместе в
условиях высокой амы. Это справедливо даже при вате или
питта составляющих -- пока ама не уменьшится (как при
периодической или малярийной лихорадке). Однако, вообще
говоря, охлаждающие альтернативы хороши для питты,
разогревающие альтернативы хороши для ваты, и оба вида
хороши для капхи.

Охлаждающие альтернативы с сильным антибактериальным или
антибиотическим эффектом, типа гидрастиса канадского или
дикого индиго, если употреблять их слишком долго или в
избытке, могут оказывать на организм то же вредное
воздействие, что и антибиотики (лекарственные препараты),
разрушая как полезные, так и вредные бактерии в организме,
тем самым ослабляя иммунную систему и вызывая последующие
инфекции. Пользоваться ими следует осторожно, особенно, если
больной слаб, истощен или изнурен, как в условиях сильной
ваты.

К типичным разогревшимся альтернативам относятся: перец
гвоздичный, черный перец, перец кайеннский, чеснок, мирра,
ясень колючий, сафлор и лавр американский.

Альтернативные травы часто принимают весной в качестве
очистителей крови. Это хорошая практика, но не следует ими
злоупотреблять, так как они могут истощить кровь и
неэффективным при анемии или пониженном кровяном давлении.


Антипаразитические и антигельминтные травы

(крумингхна карма)

Антигельминтными являются травы, которые помогут окружить и
уничтожить червей. В Аюрведе концепция круми часто
переводится как "червь", хотя она имеет более широкое
толкование. Она включает всех паразитов, бактерии, грибки и
дожжевые инфекции, которые доступны для искусного видения
йоги. Антигельминты также важны в этих условиях. Они имеют
значение при лечении широкораспространенной грибковой
инфекции кандида альбикан и связаны с проблемами пищевой
аллергии.

Паразитные инфекции лечатся как ама, поскольку
непереваренная пища при застаивании может внезапно оказаться
средой, плодящей некоторый вид паразитов. Их лечат
обеззараживающей терапией, поднятие тонуса будет только
усиливать инвазию. По этой причине антигельминтные травы
оказывают истощающее действие на организм и могут ослаблять
ткани. С этой точки зрения сперма также рассматривается как
тип червей или круми. Антигельминтные травы могут уменьшить
количество спермы и нарушить жизнедеятельность. Итак,
пользоваться этими травами нужно только при соответствующих
симптомах и очень осторожно, особенно если больной уже слаб
или истощен.

В Аюрведе паразиты отождествляются с усугубляющейся дошей,
через которую они проявляюится. Паразиты капха-типа
преобладают первоначально в мукусе или флегме, паразиты
питта-типа -- в крови, а паразитов вата-типа можно
обнаружить в фекалиях. Следует соблюдать осторожность при
лечении ухудшающейся доши, а также специфических паразитов.

Антипаразитическим действием обладают в основном едикие или
горькие на вкус травы, хотя дело часто в особой потенции
прабхавы, а не в общей энергетике. Тем не менее, необходимо
соблюдать меры предосторожности при использовании горячих,
едких антигельминтов для питта-типов, или холодных горьких
для вата-типов.

Типичными антипаразитными травами являются: айван,
осафетида, кайеннский перец, гвоздика (пряность), чеснок,
лавр американский, мята болотная, гранат, голячий ясень,
семена тыквы, рута, тимьян, пижма, полынь и эвкалипт

Черви и паразиты часто вызывают сильное ухудшение общего
состояния, когда необходима помощь опытного практикующего
врача.


Вяжущие травы (стамбхана карма)

Терпкие на вкус травы оказывают укрепляющее, конденсирующее
и компактирующее действие на ткани и органы организма. Они
останавливают чрезмерные выделения и секрецию. Они
предупреждают чрезмерное высушивание и чрезмерное
увлажнение. Кроме того, они оказывают заживляющее действие
на кожу и слизистые мембраны.

Вяжущий вкус можно отличить от вяжущего действия следующим
образом: терпкие на вкус травы обладают вяжущим действием, в
то время другие на вкус травы также могут оказывать вяжущее
действие на организм.

Терпкие на вкус травы обычно используют при наличии
симптомов, например, для остановки кровотечения или
остановке поноса. Но все же часто они не устраняют причин,
из-за которых возникают те или иные проблемы. Другие
отличающиеся по вкусу травы в коррелируемых условиях также
могут устранять эти симптомы. Например, понос может быть
следствием слабого поглощения в малом кишечнике. Терпкая на
вкус трава типа квасцов или малины может подавить этот
симптом, но не улучшит поглощения (терпкое на вкус тяжело и
трудно переваривается). В этом случае лучше выбрать траву
типа мускутного ореха, которая острая и терпкая и которая
наряду с вяжущим действием обладает разогревающим свойством
и свойством способствовать пищеварению.

Подавление выделений не всегда может играть положительную
роль. Понос, вызванный амой, может быть способом
естественной самоочистки организма. Подавление такого поноса
терпкими на вкус травами означает задержку ядов в организме,
что вызовет дальнейшие сложности. Правильным лечением в
данном случае будет способствовать поносу с помощью
слабительных, пока ама не будет разрушена.

Вяжущие средства следует использовать только в том случае,
когда понос продолжается и после момента очищения организма.

Следовательно, важно, чтобы мы не употребляли терпкие травы
неправильно, используя их симптоматично, как лекарства без
понимания глубинных причин тех нарушений, которые они могут
поверхностно излечить.
В Аюрведе различают три различных типа вяжущего действия:
те, что останавливают кровотечение, гемостатические травы
(ракта стамбхана), те, что останавливают избыточные
выделения отходов (мала стамбхана) и могут быть названы
антипоносными травами и третья группа целительных трав
(родана), которые способствуют заживлению тканей и особенно
хороши для поверхностного использования. Не все из этих трав
терпкие на вкус.

Гемостатические травы обычно останавливают кровь за счет
охлаждения ее. Они родственны альтеративным травам,
очистителям крови. Поскольку они в основном анти-питта по
действию, то они могут ухудшать вату. По вкусу они обычно
терпкие или горькие.

К типичным гемостатическим травам относятся: репейничек,
змеиный корень, американский лавр, китайская роза, маньишта,
болотная мальва, коровяк, крапива, подорожник, малина
красная, шафран, черноголовка обыкновенная, пастушья сумка,
имбирь желтый, белый дуб и тысячелистник.

Некоторые горячие едкие травы обладают гемостатическим
действием, особенно если кровотечение вызвано холодом, как
при некоторых условиях ваты или капхи. К этим травам
относятся: черный перец, кайеннский перец, коричное дерево и
имбирь. Они прекращают кровотечение при кратковременном
использовании, но при длительном использовании могут
способствовать кровотечению за счет разогревания крови.

Горькие тонизирующие и альтеративные травы, которые обычно
охлаждают кровь и питту, могут способствовать остановке
кровотечения только за счет своего охлаждающего действия,
без всяких других гемостатических свойств.

Травы вяжущего действия, которые останавливают понос, могут
также помочь избежать избыточного потения, почеиспускания и
спонтанного семяизвержения. Они обычно охлаждающие по
энергетике и имеют вкус от терпкого до горького.

К типичным антипоносным травам относятся: черника, окопник,
герань, горечавка, семена лотоса, подорожник, малина
красная, сумах, белая озерная лилия, кора белого дуба и
щавель курчавый.

Некоторые согревающие травы также останавливают понос и
другие избыточные выделения и обычно бывают лучше для
пищеварения. Такие травы более полезны для здоровья при
вате. К ним относятся: перец черный, имбирь, харитаки,
мускатный орех и семена мака. На этом уровне также работают
такие продукты как пахта (такра) и йогурт.

Целительные травы способствуют заживлению тканей,
поврежденных при порезах, ранениях, ожогах, кровотечениях и
т.д. Их часто используют наружно при компрессах и под
пластырь. Обычно терпкие или сладкие на вкус они уменьшают
питту и капху, будучи охлаждающими по энергетике. Тем не менее
они не пригодны дляч глубоких ранений, когда повреждена
большая часть ткани, потому что при этом требуется более
сильное повышение тонуса (что обычно представляет собой
скорее вата условия). Многие из них мягчительные ир
смягчающие смягчают и успокаивают кожу и слизистые мембраны.
Некоторые из них могут содержать растительный клей.

Типичными целительными травами являются: алоэ вера,
песчанка, скопник, мед, болотная мальва, подорожник,
черноголовка, пастушья сумка, скользкий вяз и имбирь желтый.

Некоторые травы обладают всеми этими тремя вяжущими
действиями и потому стали известны как травы, лечащие всае.
К таким травам относится окопник, болотная мальва,
подорожник, черноголовка и тысячелистник.

Целдительное действие вяжущих трав необязательно имеет
питательную природу. Вяжущие травы способствуют заживлению
тканей, но не всегда на самом деле способствуют росту
тканей. Это высушивающее действие может иметь не только
целительный, но и вредный эффект. Неправильное или
избыточное применение вяжущих трав может ухудшить вату. Это
может вызвать запоры, газовую боль, спазм мускулатуры и
нервозность.

По этой причине вяжущие травы часто используют
синерггитически с питательными или тонизирующими травами.
Питательные травы строят ткани, а вяжущие придают им
прочность и помогают организму их удерживать. Таким образом,
травы, сочетающие вяжущее и тонизирующее действие, являются
мощными омолаживающими средствами типа бибхитаки и харитаки,
трех наиболее мощных регенерирующих трав в Аюрведе.

Горькие тонизирующие и антилихорадочные травы

В Аюрведе концепция тонизирующих трав отличается от
большинства аналогичных американских и европейских концепций
в лечении травами. В западном траволечении термин
тонизирующий, что означает агент, питающий и укрепляющий
тело, обычно относится к холодным горьким травам типа
горечавки и лавра американского. Считается, что они повышают
жизнеспособность, стимулируя пищеварение. Считается, что
усиливая питание, травы укрепляют тело и его органы, в то
же время задавая соответствующий тон мускулатуре и тканям.
Говорится, что действие этих трав усиливает вывод токсинов,
отбросов и очищает кровь. Таким образом, тонизирующие травы
прописывают любому выздоравливающему или истощенному
пациенту.

В Аюрведе использование горьких трав в качестве тонизирующих
не всегда присуще или может помочь. Горький вкус, как
указано в главе этой книги, посвященной энергетике трав,
является наиболее холодным, наиболее высушивающим, наиболее
истощающим и уменьшающим из всех вкусов. Он не является
тонизирующим в смысле питательности -- способствования росту
или построению тканей в организме. Его влияние носит
катаболический или уменьшающий характер, обеззараживая,
способствуя истощению или удалению ткани, при этом подавляя
или уравновешивая большинство органических функций тела.

Ему более присуще применение в качестве уменьшающего яды и
избытки, а не для построения недостающего. Горькие травы
являются частью очистительной, успокоительной
теплоразрушительной или уменьшающей жар терапии, такое же
применение она получили и в китайской медицине.

Аюрведа считает, что горькие травы стимулируют пищеварение,
но только в небольших количествах и в основном для
пациентов, страдающих от жара, лихорадки или условий сильной
питты. Их нечасто прописывают хронически слабым или
истощенным. Считается, что более высокая дозировка подавляет
пищеварение, ослабляет ассимиляцию и расстраивает
перистальтику.

Горькие травы по своей природе, как воздух и прочее
высушивают ткани и жизненные флюиды и могут вызвать
жесткость мускулатуры и даже спазмы мускулатуры. В
большинстве условий горькие травы понижают, а не усиливают
соответствующий тон мускулатуры, органов и тканей.

Если большинство западных фитотерапевтов прописывают эти
травы при выздоровлении и вялости, то Аюрведа часто считает
их бесполезными в таких услвиях. Многие случаи слабости и
выздоровления представляют собой вату по природе, условия
охлаждения, недостатка жидкости и ухода в отбросы тканей
организма. Они требуют согревания, увлажнительной и
питательной терапии. Горькие травы также вата, воздушны по
природе, а потому ничем не обеспечивают перестройку в
организме или усиление жизненных флюидов. В основном они
служат укрепляющими средствами в условиях затянувшейся
лихорадки, перемежающейся или прерывающефйся, или слабости
(вялости), сопровождающей лихорадку или состояния высокой
питты.

Возможно ранее западные фитотерапевты использовали горькие
травы в качестве тонизирующих для выздоравливающих пациентов
в питта состоянии, которые страдали от лихорадочных
заболеваний или получили сверх меры токсинов при переедании
мяса, употреблении алкоголя и т.д. Современные вег
тарианцы, особенно имеющие вату, будут испытывать слобость
при избыточном использовании горьких трав в качестве
тонизирующих.

Тонизирующие травы в Аюрведе в основном сладкие с
питательными веществами, которые создают ткани, укрепляют
жизнеспособность, усиливают жизненные флюиды, повышают
сексуальную энерию и продлевают жизнь. Они рассматриваются в
отдельном разделе, посвященном тонизирующим травам. Горькие
травы могут истощать жизнеспособность, понижать сексуальную
энергию и способствовать процессу старения. В этой книге они
названы горькими тонизирующими главным образом для удобства,
поскольку они известны под этим названием. Мы также называем
их "антилихорадочными" или травами, которые разрушают жар,
огонь и лихорадку.

Можно сказать с некоторым оправданием, что эти горькие
тоники являются тониками для питты, поскольку представляют
собой наиболее сильные травы для уменьшения и регулирования
ее функций. Но их действие не следует путать с действием
тоников, которыен являются питательными и омолаживающими.

Тем не менее горькие тоники являются очень важными
растительными лекарствами. В Аюрведе и западной фитотерапии
существует единое мнение о том, что это наиболее сильные
травы для борьбы с лихорадкой, очищения организма и убийства
токсинов. Они уменьшают лихорадку, питту, вывозят из
организма токсины и жир. Они представляют собой наиболее
сильные травы для очистительного нагревания.

Если лихорадка возникла из-за наружных патогенов и протекает
в основном в поверхностных условиях, типа лихорадки от
холода или флюса, то лечить ее следует диафоретической
терапией с применением потения для открытия пор, разрушения
циркуляции и истощения вызвавшего ее холода. Однако, если
лихорадка сильна, в крови или внутри организма, нагревание
печени, при наличии сильной жажды, потенция, воспаления или
инфекции, обычно в условиях питты, более подходящими
оказываются эти горькие тоники.

Горьткие травы не просто подавляют лихорадку. Они разрушают
вызывающую ее инфекцию, катаболизируя патогенезы. Они
актакуют и разрушают аму, яды, которые проникли в ткани и
вызвали лихорадку. Следовательно они показаны в любом случае
лихорадки из-за амы (которая, как в случае артрита, может
возникать из-за ухудшения ваты или капхи). Благодаря своей
легкой природе они разрушают тяжелую по природе аму.

Посредством уменьшения жира, кислотности и токсичности они
охлаждают и очищают уровь, они также обладают альтернативным
или кровеочистительным действием.Можно подумать, что они
аналогичны альтернативам, но они на порядок сильнее по
воздействию.

Они регулируют функцию печени, контролируют и уменьшают
образование желчи и кислоты в организме. В качестве таковых
они показаны при бошинстве заболеваний печени типа гепатита
и желтухи, в особенности в начальной и острой стадиях.

Они уменьшают количество жира и регулируют сахарный обмен.
Посредством этого они также регулируют функционирование
селезенки и могут оказаться полезными при заболеваниях типа
диабета. Являясь наиболее сильными травами для разрушения
жира и уменьшения веса, они имеют сильное анти-капха
действие.

Это, наряду с их кровеочистительными свойствами, придает им
антиопухолевые функции. Они могут способствовать уменьшению
как доброкачественных, так и злокачестве6нных опухолей типа
раковых. Поскольку они катализируют катаболические процессы
в организме, они очищают твердые наносы и удаляют закупорки
из организма.

Будучи наиболее сильными травами для уменьшения питты, а
также оказывая сильное понижающее действие на капху, они
являются также енаиболее сильными травами для ухудшения
ваты. Если использовать их при несварениях, вызванных ватой
(несварение на нервной почве, которое можно считать
гипоглицемией), то они будут лишь вызывать дальнейшее
нервное расстройство и еще большую сверхчувствительность.

Их мощная разрушительная сила может придавать им
антибактериальные, антивирусные, антигельминтные и
антипаразитические свойства. Следует внимательно следить за
тем, чтобы их применение продолжалось лишь до того момента,
пока все эти патогены не будут разрушены, после чего их
разрушительная сила будет ослаблять собственные ткани
организма.

К типичным горьким тоникам относятся: алоэ вера,
американское коломбо, барбарис, калумба, карликовый дуб,
горечавка, гидрастис, золотая нить, хинная корка, белый
тополь и специфические для Индии чирата, кутки и ним.

Ветрогонные травы (вата-ануломан)

Ветрогонными считаются травы, удаляющие газы из кишечника,
снижающие боль и вздутие. Они способствууют пищеварению и
усиливают поглощение. Они помогают истощить воду и слизь.
Аму, застаивающиеся и закупоривающие желудочно-кишечный
(ж.-к.) тракт. Они способствуют необходимой и нормальной
перистальтике.

Обычно они представляют собой ароматные или благоухающие
травы, обладающие летучими маслами, которые стимулируют
нервные окончания желудочно-кишечного тракта (самана и апана
вайю, силы ваты, управляющие желудком малой кишечником и
кишками), обеспесивая пищеварение и не давая накапливаться
непереваренным пищевым продуктам.

Их стимуляция ваты также повышает агни -- как ветер
раздувает огонь. В этом отношении они похожи на травы
стимуляторы, а также на другие травы, как стимулирующие
травы имеют тенденцию к способствованию пищеварению через
непосредственное питание агни, эти работают более
опосредованно через нормализацию ваты. В этом качестве они
особенно хороши при слабости пищеварения из-за нервного
расстройства, беспокойства и депрессии.

Они очень похожи на успокаивающие нервы. Путем рассасывания
закупорок во всех каналах, оротас, они открывают нервную
систему и снимают спазмы и боль. Они могут оказывать также
диафоретическое и отхаркивающее действие, являясь также
часто стимуляторами циркуляции. Они улучшают общий дух и
стимулируют основной поток энергии, праны, в теле.

Все ветрогонные травы движут вату. Это стимулирующее
действие вывдвигает накопленную вату. Тем не менее их
сухость может ухудшать вату, если использовать их слишком
долго или в избытке.

Большинство из этих ароматических трав имеет тенденцию к
нагреванию и остры на вкус. Однако, вторая группа охлаждает
и тяготеет к горькому вкусу.

Разогревающие ветрогонные могут ухудшать питту, а некоторые
из них способствовать кислотности, в этом случае следует
отдать предпочтение охлаждающим ветрогонам. Охлаждающие
ветрогоны чаще оказывают долговременное истощающее действие
на вату. Все ароматические и ветрогонные травы уменьшают
капху, благодаря своим высушивающим свойствам.

В этой категории трав находится большинство специй, и в
качестве специй они должны быть чаастью ежедневного рациона,
в особенности для того, кто имеет вату. От одного до пяти
граммов многих из этих специй принимаемые с пищей могут
излечить множество заболеваний, поскольку большинство
болезней возникает из-за плохого пищеварения. Вместе с пищей
или тонизирующими травами эти специи способствуют
омоложению. Они лечат многие застойные заболевания и нервные
расстройства.

К типичным разогревающим ветрогонам относятся: айван,
базилик, лавровый лист, пальма ротанговая, кардамон,
коричное дерево, гвоздика (пряность), чеснок, имбирь, ягоды
можжевельника, мускатный орех, кожура апельсина, орегано,
тимьян, имбирь желтый, валериана.

К типичным охлаждающим ветрогонам относятся: пупавка,
кошачья мята, хризантемы, кориандр, тмин, укроп, фенхель,
липа, горчица, мята перечная, мята колосовая, грушанка.
(см. также стимулирующие и пищеварительные травы).

Диафоретические травы (сведана карма).

Диафоретические (потогенные) травы вызывают потение и тем
самым восстанавливают циркуляцию, истощают лихорадку и
озноб, при этом выводя токсины с поверхности тела. Сильные
диафоретики называются потогенными средствами.

Они являются поверхностно-освобождающими агентами,
используемые в начальной и острой стадиях простуды и флюса,
а также при более хронических условиях астмы и артрита.
Первоначальная или острая стадия простуды и лихорадочных
заболеваний парализует защитную энергию, которая движется
вдоль поверхности тела. Результатом является остановка
потоотделения и блокировка циркуляции. Диафоретические травы
путем стимуляции восстанавливают защитную энергию организма.

Они оказывают следующее общее терапевтическое влияние:
а) способствуют потению, б) снимают напряжение мускулатуры и
болевые сочленения, в) низводят лихорадку до вшених факторов
(связанных с простудой и флюсом), г) способствуют появлению
и прохождению воспалительных процессов на коже, д)
способствуют распространению поверхностной воды и отека лица
и е) снимают головные боли, возникающие из-за простуды и
застоя. В этом качестве они находятся на первой линии борьбы
с заболеваниями.

Аюрведа различает два типа диафоретических трав в
соответствии с дошей, на которую они работают. Этими двумя
типами являются согревающие и охлаждающие диафоретики.

Большинство диафоретиков согревающие по своей природе. В
основном, это горячие острые травы, которые уменьшают капху
и вату, но увеличивают питту. Большинство холодных являются
капхой по природе, вторжением холода и сырости. Вата, или
ветер, представляет собой фактор, привносящий их в тело.
Согревающие диафоретики лечат обычную простуду рассеиванием
ветра, холода и сырости. Они обычно стимуляторы,
отхаркивающие и могут обладать антиастматическими и
антиревматическими свойствами.

К охлаждающим диафоретикам обычно относятся травы от горьких
до острых, которые уменьшают питту и капху, но повышают
вату. Они больше подходят для простуд питта-типа и более
эффективны при лечении сильной лихорадки, ангины и других
воспалительных заболеваний, включая попадание токсинов в
кровь. Они обычно являются альтернативами и могут обладать
мочегонным действием.

Согревающие диафоретики повышают температуру тела и
посредством потения уничтожают озноб. Охлаждающие
диафоретики понижают температуру тела посредством потения и
выводят жар и токсины через кожу. Оба типа уменьшают
содержание воды, флегмы и капхи.

Содержание капхи требует сильного потоотделения из-за ее
мокрой позиции. Содержание питты требует умеренного
потоотделения, охлаждающего по своей природе. Оно может быть
ухудшено согревающими диафоретиками, горячим потом или
паровыми ваннами, или горячими банями и саунами, которые
уменьшают капху. Вата требует слабого потоотделения с
преобладающей согревающей природой, чтобы помочь увлажнению
ее поверхностной сухости, а сильные диафоретические методы
еще более высушить вату.

Последна промяна ( Понеделник, 10 Октомври 2011 20:08 )